11. Караимы
Караимизм
— это иудейское вероисповедание, во многих отношениях отличающееся от
раввинского иудаизма. Караимы не признают авторитет Талмуда. В наши дни
караимов очень мало, и их вероисповедание умирает. Однако в более отдаленные
времена караимизм представлял собой мощное религиозное течение, и период с VIII
по XII века был временем широкого идеологического и территориального
распространения караимизма. Это учение было достаточно жизнеспособным еще в XV
и XVI веках, но подробнее об этом будет сказано в следующем томе. Теперь нас
интересует положение караимов в Великом княжестве Литовском.
Литовская
ветвь караимов с исторической точки зрения представляет собой осколок более
ранней экспансии караимского прозелитизма среди тюркских народов в Центральной
Азии и Южно Руси, особенно среди хазар и, позднее, половцев. Новообращенные в
караимизм принимали в качестве их основного религиозного языка древнееврейский,
но в быту говорили на своем родном тюркском. Хотя иногда в религиозных ритуалах
тюркский использовался наряду с древнееврейским. Разговорный язык литовских
караимов близок к половецкому (куманскому) диалекту.
Обычно
предполагается, что караимы пришли в Литву и Южной Руси в конце XIV века — то
есть, в тот же период, что татары. Однако существуют свидетельства, что
некоторые караимские переселенцы обосновались в русских областях великого
княжества значительно раньше, до литовской экспансии. Вероятно, они пришли из
Крыма и с Северного Кавказа.
Поскольку
караимизм — разновидность иудаизма, и религиозным языком караимов был
древнееврейский, в документах Великого княжества Литовского не проводилось
различия между раввинскими евреями и караимами. Это делает изучение истории караимов
того периода особенно трудным, поскольку во многих случаях неясно, кого в
каждом конкретном случае подразумевают под «евреями». Довольно большое
количество исследователей вследствие этого вообще упустили караимов из поля
своего зрения. Мы не обнаруживаем упоминаний о них в работах о великом
княжестве таких выдающихся историков, как М.К. Любарский, М. Грушевский и С.
Кутжеба. Литовское правительство, однако, имело ясное представление о некоторых
отличительных чертах караимов, в том числе об их воинской доблести, и старалось
использовать этих тюрков по крови и речи в качестве ратников:
В
конце XIV века многих караимов поселили в крепостях, расположенных цепочкой
вдоль северной и северо‑западной границы между Литвой и рыцарями Ливонского
ордена для защиты литовской границы от немцев. Караимам была доверена и защита
въезда на мост, соединявший крепость Трокай (расположенную на острове посреди
озера) с берегом.
Следует
заметить, что караимы единственные из нехристиан в великом княжестве
пользовались всеми выгодами Магдебургского права. Однако они не смешивались с
христианской общиной Трокая, а были организованы в отдельную общину. Трокайским
караимам было дано право избирать войта, должность которого подтверждалась
великим князем и который был подчинен великому князю. Войт действовал как судья
в тяжбах между караимами живущими в Трокае и теми, кто жил в других городах
великого княжества, например, близ Львова. В тяжбе между караимом и
христианином вопрос рассматривался объединенным судом войта и трокайского воеводы.
Караимы получали половину дохода, поступавшего от муниципальных учреждений. Как
и христианские горожане в муниципалитетах, подчиненных Магдебургскому праву,
караимы были освобождены от целого ряда налогов и обязанностей.
Помимо
Трокая, караимские поселения существовали в Гродно, Луцке, Смоленске,
Стародубе, Житомире, Киеве и ряде других городов великого княжества. В XVI и
XVII веках караимы оказали литовскому и польскому правительству неоценимую
помощь в войнах с крымскими татарами и оттоманскими турками. Тяжелые потери,
которые они несли в боевых сражениях, должно быть, серьезно воспрепятствовали
увеличению числа литовских караимов. Шведский историк Густав Перингер, который
изучал караимов в 1690 г., отмечал, что их численность мала, потому что у них
заведено уходить на войну в очень раннем возрасте.
В
своем «Трактате о двух сарматиях» (1517 г.) польский писатель Мацей из Мехова
(Матвей Меховский) говорит, что на Руси (т.е. в Западной Руси) евреи (он имеет
в виду караимов) «не являются ростовщиками, как евреи в христианских (т.е.
римско‑католических) землях, но ремесленниками, земледельцами и оптовыми
купцами, которым часто дается откуп на собирание таможенных пошлин и
государственных налогов». Некоторые караимы служили в администрации великого
княжества. Они принимали активное участие в восточной торговле, а некоторые из
них имели деловые отношения с Варшавой, Данцигом (Гданьском), Ригой и
Смоленском.
Несмотря
на военную службу караимов и их большую пользу для литовского государства, указ
о выселении 1495 г. касался их в той же степени, что и раввинских евреев.
Обычно предполагается что большинство караимов отправились в Крым и
возвратились в Литву в 1503 г. Однако в финансовом докладе о положении дел в
великокняжеском замке в Трокае за 1498‑1502 гг. упоминает ряд чиновников,
привратников, мушкетеров и «казаков» с типична караимскими именами. Это говорит
о том, что на многих караимов указ о выселении не распространился.
|