С торжеством возвращался Александр в освобожденный
Псков. Близ коня его вели знатных рыцарей, за ним гнали толпу простых пленных.
Навстречу ему вышло духовенство. Народ приветствовал победителя радостными кликами.
Эти две победы имеют важное значение в русской
истории. Правда, проявления вражды немцев с русскими не прекращались и после
того, в особенности для Пскова, который не раз вступал с орденом в кровавые
столкновения, но уже мысль о покорении северных русских земель, о порабощении
их наравне с Ливонией, которое подвергло бы их участи прибалтийских
славян, — навсегда оставила немцев. Сами папы, вместо грозных булл,
возбуждавших крестовые походы на русских наравне с язычниками, избрали другой
путь, в надежде подчинить себе Русь, — путь посольств и убеждений,
оказавшийся, как известно, столько же бесплодным, как и прежние воинственные
буллы.
Таким образом, папа Иннокентий IV прислал к Александру
в 1251 (булла писана в 1248) двух кардиналов Гальда и Гемонта. Папа уверял
Александра, будто отец Александра изъявлял обещание монаху Плано-Карпини
подчиниться римскому престолу, но смерть не допустила его до исполнения этого
намерения.
Папа убеждал Александра идти по следам отца,
представлял выгоды, какие русский князь и Русь получат от этого подчинения, и
обещал против татар помощь тех самых рыцарей, от которых недавно Александр
освобождал русские земли. В летописях есть ответ Александра папе, явно
сочиненный впоследствии, но не подлежит сомнению, что Александр не поддался
увещаниям и отказал наотрез. Посольство это повлекло за собою в последующей
русской истории множество подобных посольств, также бесполезных.
Александр мог оружием переведаться с западными врагами
и остановить их покушения овладеть северною Русью: но не мог он с теми же
средствами действовать против восточных врагов. Западные враги только
намеревались покорить северную Русь, а восточные уже успели покорить прочие
русские земли, опустошить и обезлюдить их.
При малочисленности, нищете и разрозненности остатков
тогдашнего русского населения в вocточных землях нельзя было и думать о том,
чтобы выбиться оружием из-под власти монголов. Надобно было избрать другие
пути. Руси предстояла другая историческая дорога, для русских политических
людей — другие идеалы.
Оставалось отдаться на великодушие победителей,
кланяться им, признать себя их рабами и тем самым, как для себя, так и для
своих потомков, усвоить рабские свойства. Это было тем легче, что монголы,
безжалостно истреблявшие все, что им сопротивлялось, были довольно великодушны
и снисходительны к покорным. Александр, как передовой человек своего века,
понял этот путь и вступил на него.
|