Художник пишет вдохновенно, на едином дыхании. Широкий
свободный рисунок, теплое на холодном синем фоне свечение одежд, золотистые,
светоносные их складки. По внешнему кругу движутся, мчатся пламенеющие серафимы,
огненные небесные силы. Спас движется к земле. Грядет, уже близко время, когда
он воссядет на престоле: «А лета и времена и дни кончаются…»
Наверху свода, на одном уровне со Спасом, только
восточней, ближе к выходу в подкупольное пространство собора, Андрей изображает
небесный свиток, который свивают легко парящие ангелы. Исчезает старое небо и с
ним вместе небесные светила — солнце, луна и звезды. Приходит время светить
иному свету… Потом в самом конце свода, в арке, ведущей в подкупольное
пространство, он напишет «зверей царств» из «видения» пророка Даниила. Мастерски
вписаны в круг движущиеся друг за другом символические звери. Вот низко
опустивший голову, будто высматривающий затерянный след медведь. Рублев делает
четкую надпись внутри круга над зверем — царство «Вавилонское». Появляется
надпись над крылатым львом — «Римское». Царство «Македонское» олицетворяет
крылатая пантера. И наконец, четвертый зверь, странный, ужасный, многорогий,
взглядом свирепый, все пожирающий и попирающий себе под ноги зверь
«Антихристов». У всех зверей, кроме последнего, с его мертвым, тяжким взглядом,
отсутствуют черты хищной свирепости. Подвижные их силуэты так вписаны в круг,
что создается видимость замкнутого быстрого движения. Звери как бы усердно
догоняют друг друга, торопятся пройти свой земной круг, чтобы уступить место
вечному царству добра и справедливости.
Росписи верхней части свода окончены. Когда подсохла
живопись, произведены все нужные проработки частностей уже по сухому. Теперь
надо менять, опускать уровень площадки на лесах, с которой производится
роспись, обмазывать свежей влажной обмазкой плоскости, расположенные ниже, под
уже готовыми изображениями. Над аркой с восточной стороны, изнутри свода
осталось свободное место. Здесь, как бы у йог Спаса, набрасывает, размечает
художник изображение престола: воссядет «на престоле славы своея судия праведный».
По крайней мере день вдохновенного труда потребовался, чтобы появилось, пока
без окончательной отделки, это изображение.
Поперек престола лежит большой темный крест — образ
жертвы, орудие страдания. Стремительно падают на колени перед престолом Адам и
Ева. А по сторонам его с протянутыми руками в трепетном молении предстоят Богоматерь
и Иоанн Предтеча. Тут же, но немного подалее Андрей написал архангелов Михаила
и Гавриила. Они выделены, представлены впереди ангельского воинства, которое
задумано изобразить по южному и северному склонам свода. Там же будут
изображения апостолов. Но главные из них — Петр и Павел — приближены к
престолу, расположены не на сводах, а над аркой. Их лицам художник придал
спокойное выражение, но в чуть напряженном очертании фигур тонко и точно
обозначено ожидание.
Наступил день росписи северного склона. Здесь Рублев
напишет сидящих рядом, на одном общем седалище апостолов. Матфей, Лука, Марк,
Андрей один за другим возникнут на стене под его кистью. Последний — Филипп —
будет изображен в противоположном от «Уготованного престола» конце свода, на
склоне восточной арки, которая ведет из-под хоров в подкупольное пространство
собора. Ученики и последователи Спаса, таков смысл росписи, и призваны
участвовать в решении вечной участи каждого человека. В изображении Рублева
Матфей — тихий и кроткий старец. Он склонился к сидящему рядом Луке. Правая его
рука поднята на уровне груди в жесте благословения. Левой он поддерживает
раскрытую книгу, стоящую на его коленях. На ее страницах начертана монограмма
МТ — Матфей. Во всем облике старого, доброжелательного человека выражена
Рублевым внутренняя мягкость и расположенность к людям. Жесты его сдержанны,
ноги в сандалиях скромно поджаты. Лука, созданный Андреем, напротив, нестар,
это человек, сильный, решительный. Твердо поставлены его ноги, крепко держит он
сверху Евангелие. Благословляющая рука в движении, локоть сильно приподнят.
Неспокойны, подвижны складки его одежд. Лицо с широким лбом, прямым носом,
близко поставленными глазами вдохновенно. Он готов быть участником в великом
событии. Но в его взгляде тонко изобразил художник погруженность внутрь себя.
Лука как бы прислушивается к тому, что происходит сейчас в нем самом. Справа от
Луки — Марк. Близки их позы, жесты, однако почти неуловимыми живописными
средствами этому образу сообщено художником большее спокойствие.
…Рублев пишет апостола Андрея Первозванного. Пишет с
особенным, проникновенным смыслом и чувством. Изображение этого апостола будет
и на иконе, которую вскоре создадут художники для соборного иконостаса. Быть
может, особое внимание к апостолу Андрею здесь, в главном храме
Северо-Восточной Руси, вызвано было тем древним преданием, согласно которому
этот апостол, проповедуя новое учение, посетил некогда русскую землю.
Ведомо было Рублеву, что еще в начале XII века, за
триста годов до теперешней его работы, в далеком Киеве тамошний монах-книжник
по имени Нестор, собравши воедино старые хронографы и предания, составил
повесть о первоначальной истории славянства, о первых шагах Русского
государства. И названа она была «Повестью временных лет». Вот там-то и записан
рассказ о времени, которое и от самого летописца отстояло более чем на тысячу
лет. Как апостол Скифской страны Андрей попал в Корсунь, что в Крыму, и здесь
узнал: недалеко устье днепровское — и отправился вверх по Днепру. И пришлось
проповеднику вместе со своими спутниками заночевать под горами на берегу. А
наутро, восстав от сна, апостол сказал пророческие слова: «Видите ли горы эти?
На сих горах будет город великий…» И сошел с горы этой, где впоследствии возник
Киев, и отправился далее на север. И пришел к славянам, где стоит Новгород.
|