Эти пророческие слова, переходя по преданию от
поколения к поколению, помнились и приводились для поддержания могущества и
величия Москвы. В следующем 1326 году 21 декабря Петр скончался, оставшись
навсегда в воспоминании потомков святым покровителем Москвы, первым виновником
ее нравственного возвышения. Иван, исполняя завещание Петра, окончил постройку
храма Успения: кроме этого храма он построил каменную церковь Архангела
Михаила, на месте прежней деревянной, и завещал себя похоронить в ней: это был
нынешний Архангельский собор, послуживший местом погребения для всех потомков
Ивана.
Близ своих палат Иван основал монастырь Св.
Преображения и построил в нем каменную церковь (единственную из московских
церквей, которой стены до сих пор существуют от тех времен в церкви Спаса на
Бору) и, кроме того, церковь Иоанна Лествичника, на месте нынешней колокольни
Ивана Великого. Стремлению Ивана поднять церковное значение Москвы
способствовало то, что преемник Петра, Феогност, поселился в Москве, а за ним,
впоследствии, все митрополиты один за другим пребывали в этом городе и таким
образом сообщили ему значение столицы всей русской церкви.
Иван Данилович во все продолжение своего княжения
ловко пользовался обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, увеличить свои
московские владения, а с другой — иметь первенствующее влияние на князей в
прочих русских землях. В этом случае помогла ему более всего вновь вспыхнувшая
вражда с Тверью.
Там княжил другой сын Михаила тверского, Александр.
После казни брата, Александр — как говорит летописец — носил имя великого
князя. Татары, как видно, не доверяли Александру и находили
нужным особенно наблюдать над Тверью. В 1327 году приехал в Тверь ханский
чиновник Чолкан с вооруженною толпою татар, выгнал Александра с его двора и
расположился в нем, как хозяин.
Это, естественно, возбудило страх и ропот в народе.
Начали толковать, что татары хотят перебить русских князей, управлять Русью
посредством своих чиновников и насильно обращать христиан в басурманскую веру.
Татары, по привычке обращаться с русскими, как с рабами, делали в Твери разные
бесчинства. 15 августа поднялся мятеж против татар. По одним известиям, сам Александр
возбуждал тверичей из мести за своего отца и брата, по другим же — он,
напротив, приказывал им терпеть, но неожиданный случай произвел вспышку в
народе.
Татары хотели отнять у диакона Дюдка молодую и жирную
кобылу. Диакон сделал клич к народу, который уже прежде был раздражен наглостью
татар. Ударили в вечевой колокол, народ собрался и перебил Чолкана и его татар.
Только немногие табунщики успели уйти и дали знать в Орде о происшествии.
Мщение было неизбежно. Князь Иван Данилович, услышавши
о том, что сделалось в Твери, наскоро побежал в Орду и оттуда в звании
старейшего князя шел с татарами наказывать Тверь. Татарская рать была под
предводительством пяти темников.
|