Кипучая натура Дмитрия Ивановича сказывалась и в
других областях его политической деятельности. Великий князь явно стремился к
созданию своей, независимой русской церкви. После смерти митрополита Алексея он
хотел поставить на митрополию своего духовника Михаила, прозванного врагами Митяем.
Предполагалось поставить Михаила в митрополиты собором русских епископов, без
обращения к константинопольскому патриарху. «И возхоте тако быти» великий князь
и его бояре. Попытку создать русскую независимую иерархию сорвало несогласие
среди русских епископов. Намерение Дмитрия Ивановича осуществилось только в
середине XV в.
Четкое понимание задач, стоявших перед Московским
княжеством, выразилось в особых заботах Дмитрия Ивановича об укреплении Москвы
каменными стенами. Он хотел сделать ее достойной столицей Северо-Восточной Руси
и обезопасить от внезапного нападения врагов («…град же свой Москву стенами
каменными чюдне огради»). Во внутренней политике Дмитрий Иванович проводил
жестокую линию по отношению к непокорным боярам, уничтожил традиционную должность
тысяцкого и предал сына последнего тысяцкого публичной смертной казни.
Централизация власти в самой Москве, где в средневековые времена мы находим
несколько князей-совладельцев, началась с княжения Дмитрия Ивановича. Добавим
сюда факты несомненного культурного роста Москвы и Московского княжества в
конце XIV в., появление собственной, и притом уже в достаточной мере богатой,
литературы, живописи и архитектуры, чтобы мы получили право говорить о княжении
Дмитрия Ивановича как о замечательном времени в истории Москвы и всей России.
Постоянные походы и опасности рано изнурили великого
князя. В наших источниках сохранилось описание наружности Дмитрия Ивановича в
самую цветущую пору его жизни, когда ему едва насчитывалось 30 лет. Он был
очень сильным и мужественным, телом велик и широк, плечист, чреват (т. е.
толст), очень тяжел, имел черные волосы и черную бороду. В этом описании
бросается в глаза указание на раннюю полноту Дмитрия Ивановича, что объясняет
нам его раннюю смерть. В кратких сообщениях о смертельной болезни Дмитрия можно
как будто заметить указание на то, что он умер от болезни сердца. Автор его
жития говорит: «Потом же разболелся и тяжко ему велми бе, и потом легчае бысть
ему, и возрадовавшеся вси людие о сем. И пакы в большую болезнь впаде и стенание
прииде ко сердцу его, яко и внутренним его торгатися и уже приближался бе конец
жития его». Биограф Дмитрия Ивановича отмечает еще одну деталь – недостаточное
образование князя: «…аще бо и книгам не научен сый добре». Впрочем, это типично
для средневековья и не составляет исключительной особенности московских и
вообще русских великих князей.
|