МИТРОПОЛИТЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
Киприан
возвратился в Литву только летом 1387 года и сразу же окунулся в политическую
жизнь. В 1386 году из Орды бежал старший сын Дмитрия Ивановича Василий (уж не
вместе ли со своим тезкой – Василием Кирдяпой?). И «прибежал… в Подольскую
землю, в Великие Волохы к Петру Воеводе». Он побывал и в Литве, т. к.
осенью 1387 года великий князь Дмитрий Иванович посылал «бояр своих старейших
за сыном своим князем Василием в Полоцкую землю». Против воли отца и при
содействии митрополита Киприана Василий Дмитриевич заключил тайное союзническое
соглашение с Витовтом, и совершилось обручение дочери Витовта, Софьи, и
Василия.
В
1387 – 1388 годах вокруг Витовта складывается антиягайлов‑ская коалиция, в
создании которой принимает активное участие Киприан. Митрополит тем самым
отказался от сотрудничества с Владимиром Ольгердовичем, князем киевским,
который активно поддерживал Ягайло.
Только
в январе 1388 года Василий возвратился в Москву, а с ним туда приехали «князи
Лятьские и панове, и Ляхове, и Литва». В более поздних летописях указывается,
что с князем Василием на Москву приехал и митрополит Киприан, «и не принял его
князь великий». То есть Дмитрий Донской опять не оценил проделанной Киприаном
работы по объединению двух государств.
Митрополит
Пимен вернулся в Москву 6 июля 1388 года. А в феврале 1389 года в
Константинополе сменился патриарх. Новый патриарх Антоний был давним
сторонником Киприана. В тот же месяц в Константинополе было принято решение об
окончательном (не требующем даже явки на суд) низложении великорусского
митрополита Пимена и о восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и
всея Руси.
13
апреля 1389 года, видимо получив извещение из Константинополя, Пимен втайне от
князя покинул Москву. Перед отъездом он запасся деньгами. Митрополит Пимен
беззастенчиво торговал церковными должностями, занимал у кого только мог и
просто грабил собственные церкви. Видимо, на эти деньги Пимен рассчитывал
подкупить священный собор в Константинополе. «Князь же великий Дмитрий Иванович
вознегодовал за это на митрополита, потому что он пошел без его ведома; была
ведь некая распря между ними», – пишет Игнатий – один из спутников Пимена
– в своих «путевых заметках».
Так
началось третье путешествие преступного митрополита в Цареград. В святую неделю
Пасхи князь Олег Иванович Рязанский с большой честью встречал в своей земле
митрополита Пимена. В Переславле Рязанском князь устроил пир в честь гостя и
даже выделил дружину для охраны митрополита, на пути до Дона. «И отпустил
(рязанский князь)… боярина своего Станислава с достаточной дружиною, и велел
нас проводить до реки до Дона, с великим опасением из‑за разбоев», – пишет
в «Хождении Пимена» его биограф.
Видимо,
в противостоянии на митрополии (Пимен против Кип‑риана) великий князь рязанский
держал сторону незаконного митрополита – Пимена, может быть именно потому, что
тот находился в опале у Дмитрия Донского.
Через
два дня пути митрополит Пимен со своими спутниками достигли Ельца. Князь Юрий
Елецкий уже был оповещен о приближении «высоких гостей» – «послал к нему
вестника князь великий Олег Рязанский». Елецкий князь «исполнил повеление и
воздал нам честь и радость и утешение великое». То есть в то время князь Ельца
подчинялся приказам великого князя рязанского. Вряд ли Елецкое княжество
входило в состав великого княжества рязанского. Скорее, Юрий Елецкий подчинялся
Олегу Рязанскому, как его родственник. Возможно, он был связан с Рязанью
докончальной грамотой, так же, как муромский и прон‑ский князья.
На
княжеских пирах митрополит Пимен, видимо, совсем забыл о своих кредиторах‑генуэзцах
и о так и не оплаченном долге. В прошлый раз он отправился в Константинополь
тайно, переодетый, и поэтому сумел проскочить мимо своих кредиторов. Но в этот
раз все получилось совершенно иначе.
|