Преподобный
же Сергий, убедившись в вере их и усердии, удивился и сказал им: «Я не выгоню
вас, ибо Спаситель наш говорил: „Приходящего ко мне не изгоню вон".
И
построили они каждый отдельную келью и жили для Бога, глядя на жизнь
преподобного Сергия и ему по мере сил подражая. Преподобный же Сергий, живя с
братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги и труды постнической жизни
совершал. Суровой постнической жизнью он жил; добродетели его были такие:
голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная,
молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение
нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная,
бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий
постоянный.
Собралось
монахов не очень много, не больше двенадцати человек: среди них был некий
старец Василий, по прозванию Сухой, который в числе первых пришел с верховьев
Дубны; другой же монах, по имени Иаков, по прозванию Якута – был он за
посыльного, его всегда посылали по делам, за особенно нужными вещами, без
которых нельзя обойтись; еще один был по имени Анисим, который был дьяконом,
отец дьякона по имени Елисей. Когда кельи были построены и тыном ограждены, не
очень большим, поставили и привратника у ворот, сам же Сергий три или четыре
кельи сам своими руками построил. И в прочих всех монастырских делах, нужных
братии, он участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и
наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Но зачем я вспоминаю о
дровах? Ведь удивительно поистине было видеть то, что у них было тогда: был от
них недалеко лес, – не так, как теперь, но где кельи строящиеся были
поставлены, здесь же над ними и деревья были, осеняя их, шумели над ними.
Вокруг церкви много колод и пней повсюду было, здесь же различные сеяли семена
и выращивали огородную зелень.
Но
вернемся снова к оставленному рассказу о подвиге преподобного Сергия, он без
лености братии как купленный раб служил: и дрова для всех колол, и толок зерно,
и хлеб пек, и еду варил, обувь и одежду шил, и воду в двух ведрах на своих
плечах в гору носил и каждому у кельи ставил.
Долго
принуждала его братия стать игуменом. И он наконец внял их мольбам.
Не
по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему
начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого‑нибудь, посулов не
сулил за это, платы не давал, как делают некоторые честолюбцы, вырывающие все
друг у друга. И пришел преподобный Сергий в свой монастырь, в обитель святой
Троицы.
И
начал блаженный учить братию. Многие люди из различных городов и мест пришли к
Сергию и жили с ним. Понемногу монастырь увеличивался, братья умножались, кельи
строились.
Преподобный
Сергий труды свои все более умножал, старался быть учителем и исполнителем: и
на работу раньше всех шел, и на церковном пении раньше всех был, и на службе
никогда к стене не прислонялся.
Такой
был обычай у блаженного сначала: после повечерия позднего или совсем глубоким
вечером, когда уже наступала ночь, особенно же в темные и долгие ночи, завершив
молитву в келье своей, выходил он из нее после молитвы, чтобы обойти все кельи
монахов. Сергий заботился о братии своей, не только о теле их думал, но и о
душах их пекся, желая узнать жизнь каждого из них и стремление к Богу. Если
слышал он, что кто‑то молится, или поклоны совершает, или работой своей в
безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих
плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился
за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания.
«Претерпевший, – сказано, – до конца – спасется».
Если
же Сергий слышал, что кто‑то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или
смеется – негодовал он об этом, и, не терпя такого дела, рукой своей ударял в
дверь или в окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем
приходе и посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал.
Прошло
много лет, я думаю, больше пятнадцати. Во время княжения князя великого Ивана
начали приходить сюда христиане, и понравилось им здесь жить. Начали по обе
стороны места этого селиться, и построили села, и засеяли поля. Начали они часто
посещать монастырь, принося различные нужные вещи. А была заповедь у
преподобного игумена для братьев: не просить у мирян нужного для пропитания, но
сидеть терпеливо в монастыре и ждать милости от Бога.
|