4. Москва и Литва, 1487‑95 гг.
Частичное
решение проблемы с Казанским ханством позволило Ивану III уделить больше
внимания Литве. Объявления войны с ней пока не было, но в 1487 г. и в
последующие годы имела место серия пограничных инцидентов в Смоленской земле, а
также в районах верховских городов. Официально Москва не была вовлечена в эту
«малую войну». Внешне инициатива принадлежала сыну Ивана III — тверскому князю
Ивану Молодому, брату Ивана III — углицкому и можайскому князю Андрею Большому,
по его положению можайского князя, и волостелям районов, прилежащих к
верховским городам. Литовцы время от времени отвечали, но в целом верх брали
московиты. Во время набегов они, захватывали тысячи людей, угоняли их в
Московию и там расселяли. Необходимо заметить, что некоторые князья как в
районе Вязьмы, так и в верховских городах находились в оппозиции Казимиру и
требовали расширения своих прав и привилегий. Пока Иван III проводил в Московии
политику централизации, он поддерживал требования удельных князей в Великом
княжестве Литовском, поскольку их оппозиция Казимиру ослабляла положением последнего.
В результате политики Ивана несколько русских князей верховских городов, среди
них Воротынские и Белевские, перешли на сторону Москвы.
Одновременно
Иван создавал дипломатическую осаду Польше и Литве на случай, если малая война
перерастет в большую. Помимо переговоров с Венгрией, он налаживал связи с
Германской империей. В 1486 г. немецкий князь Николай Поппель посетил Москву,
чтобы ознакомиться с ситуацией. В 1489 г. он вновь приехал в Москву в качестве
официального посла императора Фридриха III, чтобы предложить Ивану III
королевскую корону. Согласие Ивана III означало бы включение Московии в систему
Священной Римской империи. Иван III от короны отказался, однако выразил желание
заключить с Империей союзный договор. После обменов посольствами сын Фридриха
III, король Максимилиан I, одобрил договор (1491), но вскоре заключил мир с
сыном Казимира Владиславом, королем Богемии и Венгрии. Союз с Москвой теперь не
имел для него никакого значения, и договор не вступил в силу.
Контакты
с Германской империей в те годы благотворно повлияли на развитие на Руси
горного дела. Еще в 1482 г. Иван III просил короля Матвея Корвина Венгерского
направить в Москву горных инженеров для разведки месторождений металлов на
Руси. Если венгерские инженеры и были посланы, то они не смогли добраться до
Москвы из‑за ареста Курицына турками на обратном пути. В 1491 г. послы Ивана
III привезли двух горных специалистов из Германии. В русских источниках
упоминаются только их имена (Иван и Виктор). Сопровождаемые двумя русскими
чиновниками, они отправились в Северную Русь и разведали месторождения серебра
и меди в Усть‑Цильме в низовьях реки Печоры. В следующем году в Москву приехал
немец Михаил Снапс с рекомендательными письмами от короля Максимилиана I и его
дяди эрцгерцога Сигизмунда Инсбрукского. Они обращались к Ивану III с просьбой
позволить Снапсу предпринять путешествие за Урал к берегам реки Оби для
географических исследований. Иван III отказал под предлогом, что он не в состоянии
гарантировать безопасность Снапса в «варварских» районах. Скорее всего, у Ивана
III имелись подозрения по поводу истинной цели миссии Снапса.
Таким
образом, только крымский хан Менгли‑Гирей оказался для Ивана III полезным
союзником в противостоянии с Литвой, даже несмотря на то, что на него не всегда
можно было положиться. В 1492 г. Менгли‑Гирей решил построить крепость, которая
служила бы форпостом для будущих походов на Польшу и Литву. Он выбрал удобное
место на северной стороне днепровской дельты и назвал новую цитадель Очаков.
Известие о ее возведении вызвало большое волнение в Польше и Литве. В Москве
новость встретили, скорее всего, со смешанными чувствами. Цитадель, без
сомнения, укрепляла положение Менгли‑Гирея относительно западных врагов Москвы.
В то же время Очаков можно было рассматривать и как постоянную угрозу Киеву и
другим украинским землям, на которые Иван III имел собственные виды.
В
конце концов крепостью овладели турки, и она служила им важной базой в войнах с
Россией в конце XVII и XVIII веках. В 1788 г. русские взяли ее штурмом и
присоединили к России по Ясскому договору 1792 г. Захват русскими Очакова в то
время вызвал крайнее недовольство Великобритании. Американский историк Дж. X.
Глиссон недавно высказал мнение, что именно это событие следует связывать с
появлением в Англии русофобии.
7
июня 1492 г. в Гродно умер Казимир. Он оставил несколько сыновей, старший из
которых был королем Богемии (с 1471 г.) и Венгрии (с 1490 г.). Что же касается
других сыновей Казимира, то Яна Альбрехта после смерти Казимира избрали королем
Польши, а следующий по старшинству, Александр, стал великим князем литовским. В
результате династическая связь между Польшей и Литвой на время прервалась. (Она
возобновилась в 1501 г., когда после смерти Яна Альбрехта королем Польши стал
Александр, который оставался при этом великим князем литовским.) Польша даже
при Казимире не оказывала Литве ощутимой поддержки, теперь же, в результате
разделения двух государств, Литва как противник Москва стала значительно
слабее.
В
этой связи необходимо сделать несколько замечаний по поводу изменения после
смерти Казимира политики Литвы в отношении иудеев. В XV веке евреи составляли
существенную часть городского населения как в Польше, так и в Литве. В XIII и
XIV веках польские короли издали несколько указов, позволявших евреям свободно
заниматься торговлей на всей территории Польши. В XV веке Казимир подтвердил
старые указы и даровал евреям несколько новых привилегий. С другой стороны,
католическая церковь постоянно стремилась ограничить права иудеев. В Польше
существовало также и некоторое недовольство деятельностью евреев в качестве
ростовщиков. Законодательным актом от 1454 г. ссуды под проценты были
запрещены; однако этот акт имел юридическую силу только на территории Польши.
В
Литве на всем протяжении правления Казимира евреи пользовались теми же
привилегиями, что и в Польше. Необходимо отметить, что караимские поселения
подчинялись тем же законам, что и евреи‑раввинисты. По Магдебургскому праву
караимские общины Трокая обладали правами, которые в других случаях
предоставлялись только христианам.
В
1492 г. евреям запретили жить в Ковно. Три года спустя великий князь Александр
издал указ, по которому как евреи‑раввинисты, так и караимы изгонялись из Великого
княжества Литовского. Эти антисемитские меры частично можно считать результатом
влияния на Александра римско‑католического духовенства. Но, вместе с тем,
существует вероятность, что советники Александра считали евреев потенциальными
агентами Ивана III. Известно, что в 1490 г. литовские евреи проявляли интерес к
распространению «ереси жидовствующих» на Руси. Следует заметить, что Великий
князь Александр аннулировал свой антисемитский указ в 1503 г. — то есть, в
то самое время, когда консервативное духовенство русской православной церкви
преодолело сопротивление «заволжских старцев», что предопределило ограничение
деятельности проповедников и других течений.
|