Предложение
встретило яростное сопротивление. Митрополит Симон, три года назад
благословивший захват церковных земель в Новгороде, теперь протестовал против
возможности применения подобных мер ко всей Руси. Как мы знаем, до конца 1503 г. Симон никогда не
осмеливался открыто противоречить Ивану III. Теперь, однако, он мог
рассчитывать на защиту Василия. Противники Нила сделали все, чтобы отклонить
его предложение. Иосифа Санина, уехавшего из Москвы за день до речи Нила,
поспешно затребовали обратно. Большая часть собора оказалась в оппозиции к
Нилу. Иван III трижды пытался переубедить совет, но в конце концов был вынужден
отступить, после того как Иосиф и другие защитники существующего порядка
засыпали его цитатами из отцов церкви и византийских церковных уложений,
подтверждающих их позицию.
Отказ
собора позволить дальнейшую секуляризацию церковных земель был серьезным ударом
по планам Ивана III увеличить фонд поместной земли, а через нее дворянское
ополчение. Поскольку Василий поддерживал решение собора, Иван III не мог ничего
поделать. Ему скоро представилась возможность нанести ответный удар одному из
самых активных врагов еретиков, архиепископу Геннадию Новгородскому. Геннадий
подписал решение собора, упраздняющее плату епископам за введение священников в
сан; но по возвращении в Новгород он не смог убедить своего секретаря
прекратить эти поборы. В Москву немедленно поступили жалобы. При других
обстоятельствах Геннадий, скорее всего, сумел бы выпутаться или во всяком
случае получить лишь небольшое наказание или выговор. Теперь Иван III
потребовал от митрополита Симона немедленных действий, и Геннадия тут же убрали
из епархии.
После
смещения Геннадия руководство борьбой против ереси принял на себя Иосиф Санин.
В вышеупомянутом письме от апреля 1504 г. к духовнику Ивана III Митрофану Иосиф
побуждает Митрофана использовать все средства, чтобы убедить Ивана III в
необходимости подавить ересь. Иосиф утверждает, что если Митрофан не сможет
справиться с задачей, Бог накажет и его (Митрофана) и Ивана III. Василий, в
свою очередь, вне всяких сомнений, подталкивал отца созвать новый церковный
собор, чтобы заклеймить ересь. Наконец Иван III сдался. Стоит отметить, что
примерно в это время (не позже 16 июня 1504 г.) Иван III написал завещание, в
котором «благословил» Василия «всеми русскими великими княжествами». Младшим
братьям Василия давалось указание считать Василия «своим отцом» и во всем ему
подчиняться. Дмитрий вообще не упоминается в завещании. Подпись
засвидетельствовали четыре человека: духовник Ивана III, архимандрит Митрофан;
председатель боярской думы, князь Иван Холмский; князь Данила Васильевич Щеня;
и боярин Яков Захарьевич Кошкин.
Собор
против еретиков собрался в Москве в декабре 1505 г. На этот раз вместе с Иваном
III номинально председательствовал Василий, но фактически был один
председательствующий. Руководителей ереси приговорили к сожжению на костре.
Троих, включая брата Федора Курицына и Ивана Максимова, сожгли в Москве 27
декабря. Вскоре после этого нескольких других еретиков казнили в Новгороде.
Елена Молдавская скончалась в тюрьме 18 января 1505 г.
Отказ
собора 1503 г. одобрить секуляризацию церковных земель и жестокое наказание
еретиков, назначенное собором 1504 г., больно задели чувства Ивана III. Его
захлестнули отчаяние и тоска: он, по‑видимому, каялся в своих последних
ошибках. Однако теперь было слишком поздно что‑либо менять. Автоматически он
продолжал исполнять обязанности великого князя. Его вассал, хан Казани Мухаммед‑Эмин,
поднялся против Ивана III и зверски убил многих русских купцов, живших в
Казани. В сентябре казанские татары напали на Нижний Новгород, но были отбиты.
Что касается семейных дел, то 4 сентября 1505 г. Василий женился на Соломонии
Сабуровой, дочери московского боярина. Обряд совершил митрополит Симон. Иван
III присутствовал на свадьбе.
Думал
ли Иван III о возвращении к власти Дмитрия? Слухи об этом ходили по Москве еще
в 1517 г., во время первого приезда Герберштейна в Москву. Герберштейн
рассказывает, что когда Иван III умирал, "он приказал привести к нему
Дмитрия и сказал — «Дорогой внук, я согрешил против Бога и тебя тем, что
заточил те в темницу и лишил наследства. Поэтому я молю тебя о прощении Иди и
владей тем, что принадлежит тебе по праву». Дмитрия тронула эта речь, и он
легко простил своему деду все зло. Одна когда он вышел, его схватили по приказу
дяди Гавриила (то есть Василия) и бросили в тюрьму. Иван скончался 27 октября
1505 г.
|