2. Региональные грамоты и судебник
Распространение
великокняжеской политической власти на прежде независимые великорусские
государства являлось лишь первым шагом на пути приведения государственного
управления и органов администрации к единообразию. Оно установило новую форму
национального великорусского государства, но эта форма еще должна была быть
наполнена новым содержанием. Перед московским великим князем стояли, таким
образом, задачи привлечения администрации вновь присоединенных территорий к
национальным нуждам и приведения действий центральных и местных органов
управления к согласованности.
В
подобных делах, как и во многих других, Иван III предпочитал действовать
медленно и осторожно. Известный специалист по русскому праву и государству М.Ф.
Владимирский‑Буданов справедливо заметил, что некоторое время после
присоединения каждого государства к Москве местные органы самоуправления имели
определенные прежние черты, и территория, таким образом, на время сохраняла
известную степень административной автономии. Разумеется, местные дела теперь
находились в ведении великокняжеских наместников, а не прежних правителей.
Московская система управления распространялась на всю Великороссию постепенно.
В этом процессе и сами московские методы управления претерпели изменения, им
суждено было завершиться крупными реформами 1550‑х гг.
В
первой половине XV века московская администрация представляла собой соединение
двух различных систем, базировавшихся на разных принципах. Одну из двух ветвей
можно назвать государственным управлением в прямом смысле этого термина; другую
— «манориальным», или «дворцовым», управлением. К государственному управлению
относились сбор налогов (прежде собираемых ханами), система призыва на военную
службу и судопроизводство. Дворцовая администрация отвечала за содержание войск
великокняжеской гвардии; управляла владениями великого князя; в ее ведении
находились различные специальные службы, такие как сокольничий, конюшенный,
охотничий; а также снабжение великокняжеского дворца.
Когда
власть великого князя московского распространилась на всю Великороссию, и он
превратился в правителя национального государства, дворцовая администрация тоже
приобрела национальное значение. Две системы — государственная и дворцовая — не
слились, однако, а продолжали сосуществовать. Каждая имела собственные органы и
чиновников. Представительства обеих ветвей постепенно были учреждены на всех
присоединенных территориях.
Что
касается государственного управления, то его главным представителями на местах
являлись великокняжеские наместники и волостели. Наместник назначался в каждый
крупный город, а волостель в каждый сельский район. Основной функцией
наместника и волостеля был суд. Они не получали жалования от великого князя, и
поэтому имели право оставлять за собой часть собираемых ими судебных пошлин, им
также разрешалось «кормиться» с города или района, куда они назначались. Это
было так называемое кормление. Объем того, что жители обязаны были
предоставлять этим чиновникам, устанавливался традицией. С распространением власти
великого князя московского появилась необходимость точнее определить
обязательства местных жителей по отношению к великокняжеским представителям,
особенно во вновь присоединенных регионах, где люди не были знакомы с
московской административной системой. Первые списки обязательств народа по
отношению к кормленщикам относятся к середине XV века. В правление Ивана III
было решено выдавать особые грамоты жителям недавно присоединенных территорий,
дабы предотвратить недоразумения между чиновниками и народом. Одна подобная
грамота, пожалованная Иваном III жителям Белоозера в 1488 г., дошла до нас в полном
виде. Есть основания думать, что она не была единственной. В статье 38
Судебника 1497 г. говорится, что наместники и волостели должны собирать судебные
пошлины «согласно грамотам». Это ясно говорит о том, что к 1497 г. существовало
несколько подобных грамот.
Напомним,
что последний князь белоозерский Михаил Андреевич завещал свое княжество Ивану
III. Когда Михаил скончался (1486 г.), в Белоозеро прибыли московские
представители для преобразования бывшего княжества в провинцию Московии. Первая
их задача состояла в сборе информации о местных законах и обычаях. В Москве эти
материалы тщательно изучили и использовали при подготовке грамоты, определяющей
сферу компетенции наместников и волостелей Московии в Белоозерской провинции;
ее обнародовали в марте 1488 г. Эта белоозерская уставная грамота 1488 г.
является важным документом административного права Московии того периода.
|