5. Православие в Западной Руси
Оказавшись
между протестантизмом и католицизмом, православие в Западной Руси боролось за
свое выживание. Как уже было сказано, православные иерархи противостояли здесь
другим конфессиям. Среди приходских священников лишь немногие имели достаточно
образования и способностей, чтобы проявить заботу о повышении интеллектуального
уровня паствы. Что касается западнорусских монахов, то они занимались в
Дерманьском монастыре на Волыни переводом (с греческого и латыни) религиозной
литературы, но им не хватало ни денег, ни инициативы.
В
таких условиях именно православные миряне должны были взять на себя защиту
своей веры и поддержку образования и обучения. В этом движении приняли участие
как православные вельможи, так и горожане. В городах основали целый ряд
православных братств с целью поддержания церкви. Следует заметить, что, как и в
случае с развитием протестантизма в Западной Руси, значительную роль в этом
движении сыграли переселенцы из Восточной Руси.
Выдающимися
западнорусскими православными вельможами, активно поддерживающих православное
образование и письменность, были князь Острожский и Григорий Александрович
Ходкевич. Из православных горожан наиболее хорошо известны Кузьма и Лукаш
Мамоничи из Вильно. Константин Острожский основал школу высшей ступени в
Остроге, где изучались как церковнославянский, так и греческий языки, а также
две типографии — одну в Остроге, а другую в Дерманьском монастыре. Именно в
острожской типографии в 1581 г. был издан полный текст Библии на кириллице.
Григорий Ходкевич также поддерживал издание различных религиозных книг в
Заблудове. Другие православные религиозные книги были изданы в Вильно в
типографии братьев Мамоничей. Мамоничи являлись печатниками литовского правительства,
и именно в их типографии был опубликован Третий Литовский Статут 1588 г.
Теперь
вернемся к деятельности городских братств. Небольшие объединения такого типа
существовали в русских городах как в Восточной, так и в Западной Руси, начиная
со средних веков. В связи с религиозным кризисом в Западной Руси теперь были
организованы братства нового типа, главной задачей которых стало религиозное
просвещение. Первое подобное братство появилось во Львове в 1586 г. Два года
спустя в Вильно было организовано второе. Эти два объединения стали ведущими
центрами православия. Позднее братства такого же характера возникли в Киеве,
Луцке, Минске, Витебске, Полоцке и других западнорусских городах. Православные
братства основывали школы, типографии и больницы; издавали религиозные книги и
поддерживали православие во многих других отношениях. В большинстве школ в
дополнение к церковнославянскому преподавались латинский и польский языки.
Среди
выходцев из Восточной Руси наиболее стойко поддерживал православие в Западной
Руси князь Андрей Михайлович Курбский, который установил близкие отношения с
князем Острожским и братьями Мамоничами и вдохновлял православный народ на
стойкое сопротивление и протестантизму и католицизму. Он взялся за пополнение собраний
православных библиотек новыми переводами основных работ отцов церкви. Хотя в
дни своей юности он был знаком с Максимом Греком и восхищался им, он в то время
не знал ни греческого, ни латинского языков. Последний из них он изучал после
приезда в Западную Русь и преуспел в нем достаточно, чтобы взяться за перевод с
латыни на русский трудов Иоанна Дамаскина, Иоанна Хризостома и других византийских
религиозных авторитетов. Курбский убедил своего племянника, князя Михаила
Оболенского, поступить студентом в Краковский университет, а после этого
завершить свое образование в Италии. Оболенский помог своему дяде с некоторыми
переводами. Курбский умер в 1583 г.
Замечательным
духовным лидером из Восточной Руси был монах Артемий. Артемий (родился позже
1500 г.) был псковичом и в молодости хорошо знал Покровско‑Печорский монастырь
Как и Курбский, он был поклонником Максима Грека. Он принадлежал к мистической
ветви православия и следовал традициям Нила Сорского. Московский церковный
собор 1554‑1555 гг., осудивший Феодосия Косого (он действительно порвал с
православием), обвинил Артемия в ереси. Артемий, как и Феодосии, бежал в Литву.
В Западной Руси православие Артемия не ставилось под сомнение, и он принял
активное участие в православном движении, общаясь с разными людьми и составляя
много посланий. Как и Нил Сорский, он ценил молитву и размышления выше, чем церковный
ритуал, но с точки зрения догматики он был православным и не мог принять ни
лютеранства, ни кальвинизма, написав несколько посланий против протестантизма.
Он умер незадолго до 1575 г. Курбский высоко ценил его, а выдающийся
западнорусский православный писатель XVII века, Захария Копыстенский, в своей
книге «Палинодия» (написанной около 1622 г.) говорит, что «Артемий отвратил
многих людей в Литве от арианской и лютеранской ереси, и именно через него
Господь не позволил русским людям в Литве принять ересь».
Нам
также не следует забывать москвича Ивана Федорова, который организовал
московскую типографию и возглавлял ее с 1563 по 1565 гг., а во времена опричнины
бежал в Литву и работал печатником русских книг — сначала в Заблудове под
патронажем Григория Ходкевича, после этого — во Львове, и наконец, в Остроге
под защитой князя Константина Острожского. Хотя Иван Федоров не был религиозным
писателем, как печатник он внес огромный вклад в православное просветительское
движение. Когда он работал в московской типографии, ему помогал уроженец
Западной Руси, Петр Мстиславец (т.е. — из Мстиславля). Петр бежал из
Москвы вместе с Иваном, и они продолжали вместе печатать книги в Западной Руси.
|