Законодательный
материал более раннего времени свидетельствует об определенном сословном
единстве средневековых горожан. Так, в Краткой редакции Устава Ярослава
указывается, что за позорящие женщину слова надо было платить штраф «боуде
городцких людии, за сором ей 3 гривны серебра, а епископу 3 гривны серебра, а
селских людии — за сором ей гривна серебра, а епископу гривна серебра».
Честь
жены горожанина, к какой бы прослойке городского населения он ни принадлежал,
оценивалась одинаково. Как установил Я.Н. Щапов, Краткая редакция Устава
Ярослава возникла в Москве примерно в 40—60-х гг. XIV в. и была действующим
законодательным актом до конца XV в. Следовательно, в указанное время горожане
с точки зрения феодального законодательства представляли собой однородную
массу.
На
основании того же источника можно говорить о том, что к середине XIV в.
сословие горожан уже отделялось от всех остальных категорий населения
феодальных княжеств, в частности, от крестьян. Честь жены горожанина
оценивалась в 3 раза выше, чем честь жены крестьянина. По сравнению с крестьянами
горожане имели и другие привилегии.
Так, по
Уставной белозерской грамоте 1488
г. горожане — посадские люди г. Белоозера — имели право
торговать в сельской округе, чего приезжие торговцы и местные сельские жители
делать не могли. Из Таможенной Белозерской грамоты 1497 г. следует, что белозерский
горожанин при покупке или продаже товара не платил тамги.
Надо
полагать, что горожане вообще имели привилегии в торговле по сравнению с
сельскими жителями. Наконец, еще одна важная городская привилегия зафиксирована
в общерусском Судебнике 1497
г. Согласно статье 66 этого Судебника, если какое-либо
лицо принимало на себя хозяйственное управление в сельской местности, оно
становилось холопом, но, если это происходило в городе, человек оставался
свободным. Налицо явное, более прогрессивное развитие социальных отношений в
средневековом русском городе по сравнению с селом.
Однако,
если говорить в целом, северо-восточные русские города в XIII— XV вв.
оставались феодальными. Главную роль в них играли представители феодального
класса, которым принадлежала собственность на городские земли (преимущественно
это была собственность верховных правителей — князей), исключительные права в
промысловой деятельности и торговле.
Феодалы
устанавливали в городе правила, согласно которым там можно было заниматься ремеслом
(было развито принудительное княжеское заказное ремесло, а также ремесло
вотчинное), продажей и покупкой товаров. Купеческая верхушка городов оказывалась
тесно связанной с феодальной княжеской властью, кредитуя эту власть и выполняя
ее различные финансовые поручения. Формирование городского сословия подверглось
феодальной регламентации, в торговой деятельности и правовом отношении
горожане были противопоставлены сельскому населению.
Тем не менее прогресс феодального общества был
связан с городом, где расширялось производство, усиливался товарообмен,
происходили социальные сдвиги, которые позднее затронули и деревню.
|