Из-за
отсутствия документальных свидетельств невозможно решить, чьими силами
производилась добыча соли на великокняжеских, митрополичьих и монастырских
варницах Соли Галицкой и подобных ей поселениях: ремесленников-холопов или
лично свободных мастеров. Бесспорно, однако, что свободное ремесло в городах
Северо-Восточной Руси в исследуемый период существовало.
Откуда же
брались свободные ремесленники? Ряд исследователей полагают, что в результате
вольного нерегламентированного перехода в город сельских жителей. Последние,
испытывая гнет со стороны феодалов, уходили в города, где становились
свободными и могли выбирать род деятельности по своему усмотрению. М. Н.
Тихомиров приходил к выводу, что «„городской воздух" в Москве, как,
вероятно, и в других больших русских городах, фактически делал человека
свободным, по крайней мере в эпоху феодальной раздробленности XIV—XV веков».
В
доказательство ученый приводил следующее место из договорной грамоты 1390 г. московского великого
князя Василия Дмитриевича с его двоюродным дядей Владимиром Андреевичем: «А в
городъ намъ послати своихъ намъстниковъ, и тобъ своего намъстника, ини очистять
нашихъ холоповъ и селчянъ. А кого собъ вымемь огородниковъ и мастеровъ, и мнъ,
князю великому, з братьею два жеребья, а тобъ, брате, треть».
Поскольку
первая фраза отрывка прямо указывает на пребывание в городе сельчан, ясно, что
город пополнялся сельскими жителями. А поскольку вторая фраза говорит о
распределении между князьями ремесленников, долженствующих жить в городе,
естествен вывод, который и сделал М. Н. Тихомиров, что в случае, если среди
проживавших в городе холопов и сельчан обнаружатся огородники и мастера (т. е.
ремесленники), они остаются жить в городе.
Правда,
при такой трактовке договорной грамоты 1390 г. ученый не пояснил, означает ли
распределение между князьями — совладельцами Москвы их бывших холопов и
сельчан, ставших городскими ремесленниками, сохранение за последними их прежней
зависимости от высоких сеньоров или обретение личной свободы. Не раскрыл смысла
процитированного места договорной грамоты 1390 г. и Л. В. Черепнин.
Положения
же этого документа заставляют по-иному оценить характер формирования городского
населения на примере Москвы. Во-первых, две фразы приведенного отрывка
представляют собой две самостоятельные статьи, в более ранних грамотах вместе
не встречающиеся, а потому эти статьи необходимо рассматривать каждую отдельно,
без той искусственной связи между ними, какая придана исследователями.
Первая
статья встречается в договоре 1389
г. Дмитрия Донского с тем же Владимиром Андреевичем и
имеет несколько иную редакцию: «А в городъ послати ми своихъ намъстниковъ, а
тебъ своего намъстьника, инЪ очистять и холоповъ наших и сельчанъ по отца моего
живот по князя по великого». Из контекста статьи следует, что в городе жили
сельчане и сельские холопы, ранее ведавшиеся не городскими, а сельскими
княжескими наместниками, которые и посылаются специально в город для опознания
ушедших туда людей и аннулирования различных обязательств, которые брали на
себя, переселяясь в город, эти люди.
|