Пятница, 27.08.2021, 05:58
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Крепость и посад в Северо-Восточной Руси в XIII—XV вв.

Крепость и посад в Северо-Восточной Руси в XIII-XV вв. - 7
Из-за отсутствия документальных свидетельств невозможно решить, чьими силами производилась добыча соли на великокняжеских, митрополичьих и монастырских варницах Соли Галицкой и подобных ей поселениях: ремеслен­ников-холопов или лично свободных мастеров. Бесспорно, однако, что свобод­ное ремесло в городах Северо-Восточной Руси в исследуемый период сущест­вовало.
Откуда же брались свободные ремесленники? Ряд исследователей полагают, что в результате вольного нерегламентированного перехода в город сельских жителей. Последние, испытывая гнет со стороны феодалов, уходили в города, где становились свободными и могли выбирать род деятельности по своему усмотрению. М. Н. Тихомиров приходил к выводу, что «„городской воздух" в Москве, как, вероятно, и в других больших русских городах, фактически делал человека свободным, по крайней мере в эпоху феодальной раздроблен­ности XIV—XV веков».
В доказательство ученый приводил следующее место из договорной грамоты 1390 г. московского великого князя Василия Дмитриевича с его двоюродным дядей Владимиром Андреевичем: «А в городъ намъ послати своихъ намъстниковъ, и тобъ своего намъстника, ини очистять нашихъ холоповъ и селчянъ. А кого собъ вымемь огородниковъ и мастеровъ, и мнъ, князю великому, з братьею два жеребья, а тобъ, брате, треть».
Поскольку первая фраза отрывка прямо указывает на пребывание в городе сельчан, ясно, что город пополнялся сельскими жителями. А поскольку вто­рая фраза говорит о распределении между князьями ремесленников, должен­ствующих жить в городе, естествен вывод, который и сделал М. Н. Тихомиров, что в случае, если среди проживавших в городе холопов и сельчан обнару­жатся огородники и мастера (т. е. ремесленники), они остаются жить в городе.
Правда, при такой трактовке договорной грамоты 1390 г. ученый не пояснил, означает ли распределение между князьями — совладельцами Москвы их бывших холопов и сельчан, ставших городскими ремесленниками, сохранение за последними их прежней зависимости от высоких сеньоров или обретение личной свободы. Не раскрыл смысла процитированного места договорной гра­моты 1390 г. и Л. В. Черепнин.
Положения же этого документа заставляют по-иному оценить характер формирования городского населения на примере Москвы. Во-первых, две фразы приведенного отрывка представляют собой две самостоятельные статьи, в более ранних грамотах вместе не встречающиеся, а потому эти статьи необходимо рассматривать каждую отдельно, без той искус­ственной связи между ними, какая придана исследователями.
Первая статья встречается в договоре 1389 г. Дмитрия Донского с тем же Владимиром Андрее­вичем и имеет несколько иную редакцию: «А в городъ послати ми своихъ намъстниковъ, а тебъ своего намъстьника, инЪ очистять и холоповъ наших и сельчанъ по отца моего живот по князя по великого». Из контекста статьи следует, что в городе жили сельчане и сельские холопы, ранее ведавшиеся не городскими, а сельскими княжескими наместниками, которые и посылаются специально в город для опознания ушедших туда людей и аннулирования различных обязательств, которые брали на себя, переселяясь в город, эти люди.
Категория: Крепость и посад в Северо-Восточной Руси в XIII—XV вв. | Добавил: defaultNick (06.08.2011)
Просмотров: 1943 | Рейтинг: 5.0/6

Copyright historys.ru © 2021