Изделий
ремесла было очень мало. «В нашем распоряжении почти нет данных,
непосредственно указывающих на продажу на рынке произведений ремесла»,—
вынужден был констатировать Л. В. Черепнин. Такой пробел пытается восполнить
археологическая наука.
Раскопки
ювелирных, гончарных, косторезных мастерских, наблюдения над распространением
некоторых вещей приводят археологов к заключению, что ремесленники работали на
местный рынок. Такое утверждение стало аксиомой подавляющего числа археологических
исследований о ремесле. Между тем по остаткам материальной культуры чрезвычайно
сложно воссоздавать общественный статус производителей и тем более потребителей
находимых вещей.
Работа
различных мастерских могла вестись в рамках вотчинного хозяйства, по заказу не
вотчинника, а других лиц, в условиях простого товарообмена и в рамках продажи
за деньги. Очевидно, что высказываемые некоторыми археологами мысли о работе
ремесленников северо-восточных русских городов XIII—XV вв. на рынок, о мелкотоварном
характере ремесла той поры — не более как один из логически возможных выводов
в кругу других столь же вероятных допущений.
Письменные
же источники подобного вывода не подтверждают, как не дают оснований считать
ремесленников XIII—XV вв. мелкими товаропроизводителями. Слабое развитие
денежно-рыночных связей между непосредственными производителями подчеркивается
и тем, что в княжествах Северо-Восточной Руси самостоятельный выпуск монеты
начался только в 80-е гг. XIV в.
Если
связь с рынком горожан — непосредственных производителей в XIII— XV вв.
представляется весьма сомнительной, то наличие в городах указанного времени
рынка (торга как определенного места, где совершались операции по
купле-продаже) и участия в рыночных операциях других слоев городского населения
не вызывает сомнений.
Торговля
в указанное время была организована таким образом, что разрешалась князьями
только в городах. С этой точки зрения весьма показательно, что в кормленых
грамотах, выдаваемых волостелям, т. е. правителям сельских административных
единиц, как правило, не упоминается тамга — пошлина с продажи товара.
Очевидно,
что тамга собиралась в городах. Наиболее раннее упоминание торга в городах
Северо-Восточной Руси рассматриваемого времени относится к Твери и датируется 1327 г. Летописное указание,
что торг открывался «15 аугуста мъсяца въ полоутра» 77, наводит на мысль, что
даже в таком крупном городе, как Тверь, рынок функционировал не постоянно, а по
большим церковным праздникам, каким было 15 августа — Успеньев день. О торговых
местах в других городах сведения собрал Л. В. Черепнин.
Несомненно,
что главной фигурой на торгу был купец. Купечество как специфически городская
прослойка сложилось в Северо-Восточной Руси давно. Летопись упоминает,
например, купцов во Владимире еще в домонгольское время. Грамоты 60-х гг. ХШ
в. говорят о купцах в различных городах Северо-Восточной Руси, правда, купцах
по происхождению новгородских.
|