Думается, что в оценке серебреничества ближе к искомой
истине И.И. Смирнов и Г.Е. Кочин. Вплоть до конца XV в. денежный оброк был лишь
незначительной частью феодальной ренты. Это прекрасно видно на материалах
новгородских писцовых книг, а ведь этот регион, видимо, отличался более активным
развитием товарно-денежных отношений.
Кроме того, «серебро оброчное» не связано с уплатой
процентов, и в этом глубоко принципиальное отличие от кабальной ростовщической
ссуды. Вряд ли социальная функция терминологий актов была настолько не развита,
чтобы не отличать в квалификации один вид платежа от другого. Полагаем, что
неправ был Л.В. Черепнин, сочтя возможным интерпретировать упоминания о серебрениках
как о крестьянах, обязанных денежным оброком. Для этого нужна социально
значимая практика существования денежной ренты в чистом виде, т.е. как
самостоятельного явления, а это противоречит данным источников.
Серебреничество, во всяком случае в
XV в., было довольно широко распространено. Упоминание о серебре как «серебре в
людях» присутствует не только в духовных и данных грамотах. О нем говорят
жалованные, льготные, тарханные грамоты, В xvi в. оно проникает в
инструктивно-типовой материал (монастырские уставные грамоты), что особенно
важно, так как именно в этих актах серебреничество отражается как общественно
значимое явление. Наиболее выразительным подтверждена ем распространенности
серебреничества служат крупные размеры сумм, находящихся «в людях».
В практике серебреничества особое,
внимание привлекает «издельное серебро». Упоминания актов об «издельном
серебре» широко известны в нашей литературе. Типологически комплекс терминов
(«серебро издельное», «серебро дельное» и «серебро ростовое») выступает лишь в
функции детализации понятия «серебро в селах» и «серебро в людех».
Больше того, общие представления о характере эпохи
xiv-xv вв. да и ряд фактических данных позволяют предполагать, что в
серебреничестве крестьян-земледельцев основной формой займа было не «ростовое
серебро», когда проценты выплачиваются деньгами, а именно форма «дельного
серебра», или, что точнее, «издельного серебра», когда процент, или «рост»,
оплачивается трудом крестьян.
То, что под «сeребром в людех» чаще всего разумеется
«дельное серебро» в качестве оплаты «роста» каким-либо видом земледельческих
работ, особенно четко видно из данной Степана Окулова сына Теврюкова
Спасо-Евфимьеву монастырю на с. Борисовское в Новгородской земле. У этого феодала
была своя господская запашка, что явствует из данных о размере высева ржи, пшеницы,
овса, проса и гороха.
В перечне имущества Степана в селе указано, в частности:
«да в селе на людях 200 алтын денег», т.е. в займах, под проценты. Но в конце
документа эти займы характеризуются более подробно («а што будь моего серебра
долгу – по моем животе половина людем тем, хто его косил, а половина великому
Спасу»). Таким образом, общая безличная формула «на людех 200 алтын» (т.е.
«серебро в людех») фактически подразумевает целиком «из дельное серебро».
|