Рассказ жития явно подернут дымкой времени и говорит
об умеренно иосифлянских представлениях автора (для него и Нил Сорский —
«светило», жившее на Белоозере). По Житию, заседания собора
1503 г. начались по «царскому повелению», но инициатором вопроса о
«стяжании сел» выступают заволжские старцы. Роль Ивана III автор фактически
обошел молчанием, неопределенно заметив о «царском повелении», по которому
собрались иерархи в 1503 г. Не говорил он и о выступлении Иосифа
Волоцкого.
Четвертый источник — так называемое «Письмо о нелюбках»
иноков Кириллова и Иосифова монастырей: «Егда бысть собор при
великом князе Иване Васильевиче всея Русии и при Симоне митрополите, о вдовых
попех и о дияконех в лето 7012, а на том соборе были архиепископы и епископы и
архимандриты и честныа игумены и честныя старцы изо многих монастырей». На
соборе якобы присутствовали Нил Сорский и Паисий Ярославов. «И егда совершися
собор о вдовых попех и дияконех, и нача старец Нил глаголати, чтобы у
манастырей сел не было, а жили бы черньцы по пустыням, а кормили бы ся
рукоделием, а с ним пустынникы белозерские». На это возразил Иосиф Волоцкий,
сославшийся на святых Феодосия («общему житию начялника») и Афанасия Афонского,
а также Антония и Феодосия Печерских. Волоцкий игумен якобы
говорил на соборе: «Аще у манастырей сел не будет, како чесному и благородному
человеку постричися? И аще не будет честных старцов, отколе взяти на митрополию
или архиепископа или епископа и на всякие честныя власти? А коли не будет
честных старцов и благородных, — ино вере будет поколебание».
«Письмо о нелюбках» обычно приводилось как наиболее
яркое свидетельство о соборе. Однако аргументация Иосифа Волоцкого в «Письме»
изложена тенденциозно и не совпадает с той, которая известна по позднейшим
сочинениям основателя иосифлянства. Молчат о выступлении Иосифа на соборе
1503 г. и его первые жизнеописатели. Автор «Письма», составленного в 40-е
годы XVI в., ссылался как на источник сведений на рассказ Дионисия
Звенигородского и Нила Полева, колебавшихся между иосифлянами и нестяжателями.
Все это не позволяет рассматривать рассказ «Письма» как достоверный источник о
выступлении Иосифа. У автора вообще были неясные представления о соборе: по его
словам, в нем участвовал Паисий Ярославов, умерший в декабре 1502 г.
Г. Н. Моисеева принимает известие Вассиана о том, что
инициатива постановки вопроса о монастырском землевладении на соборе
1503 г. принадлежала Ивану III, и отвергает версию «Письма о нелюбках»,
где спор рисуется как внутрицерковный. Она считает Нила Полева
«последовательным иосифлянином», равно как и Дионисия Звенигородского. Отсюда
делается вывод, что автор «Письма» «последовательно разделял взгляды… Иосифа
Волоцкого». По Моисеевой, «стремление скрыть противоречия между иосифлянами и
московскими государями и заставило Нила Полева и следовавшего за его рассказом
автора «Письма о нелюбках» представить дело так, будто на соборе 1503 г.
возник спор между нестяжателями и иосифлянами без всякой инициативы Ивана III».
Тезис Моисеевой о «правоверно-иосифлянских» взглядах Нила Полева, Дионисия Звенигородского
и автора «Письма» бездоказателен. Об их пронестяжательских настроениях говорит
уже тот факт, что «Устав» Нила Сорского сохранился в двух древнейших рукописях,
составителями которых были Нил Полев и Дионисий. Нил Полев уже после 1508–1511 гг.
писал, что отец нестяжательства «в Сорьской пустыни мужескы подвизався». Это
резко отличается от той характеристики «заволжских старцев» как пособников
еретиков, которую давал Иосиф Волоцкий. В «Письме» нет и в помине духа
непримиримости к нестяжателям, характерного для сочинении иосифлян. Его
составитель пишет даже, что «Иосиф все благочинье и благоговеиньство снимал с
Кирилова монастыря, — и се ныне диявол мнением не смирну вражду положи меж
таких светил».
С возражением Г. Н. Моисеевой выступила Н. А. Казакова.
Отсутствие сведений о выступлении Нила Сорского в сочинениях Вассиана и
соборном решении она объясняет тем, что эти источники «совершенно не освещают
хода собора и происходившей на нем борьбы». Автор «Письма о нелюбках»,
наоборот, ничего не говорит ни об обстоятельствах созыва собора (что делает
Вассиан), ни о его итогах (что делает соборное определение). «Письмо», по ее
мнению, как бы дополняет два ранних свидетельства о соборе. В Житии Иосифа,
написанном Львом Филологом, есть рассказ и о созыве собора по «царскому
велению», и о споре между иосифлянами и нестяжателями. Вряд ли автор Жития
Серапиона, составленного в нестяжательских кругах, стал бы повторять сведения
Жития Иосифа о выступлении заволжских старцев, если б его не существовало на
самом деле и оно выдумано было иосифлянами. Основной вывод Казаковой сводится к
тому, что выступление Нила на соборе, созванном по инициативе Ивана III, «было
согласовано с великим князем и, возможно, инспирировано им».
|