Как бы там ни было, ясно одно: став священником,
Сергий взял на свои плечи куда более тяжкую ношу, чем та, которую он нес
прежде. Отныне он был ответственным не только за тела, но и за души своих
иноков. Но самое важное — он был теперь готов к следующему шагу: введению в
обители общежительного устава.
О введении в Троицком монастыре «общего жития»
известно несколько интересных подробностей. Житие Сергия рассказывает, что
однажды на Маковец явились «грекы от Коньстянтиня града, от патриарха послани к
святому (Сергию. — Н. Б.). Поклонишася ему, глаголюще: «Вселеньскый
патриарх Коньстянтиня града кир Филофей благословляет тя». Тако же от патриарха
и поминки (то есть подарки. — Н. Б.) вдаша ему: крест, и парамант,
и схиму; по сем и писаниа посланаа вдаша ему» (9, 366).
Подарки патриарха были не простые, а с тайным,
символическим смыслом. Согласно древнему церковному преданию, облачения
«великой схимы» были принесены ангелом одному из отцов монашества — Пахомию
Великому. Вместе с ней ангел вручил Пахомию первый общежительный устав. Он
повелел монаху-отшельнику выйти из его уединения и послужить на благо ближних,
направить их через «общее житие» на путь благочестия.
Столь же многозначителен был и небольшой нагрудный
крест, сохранившийся до нашего времени. Он имеет надпись с указанием имен
византийских святых, частицы мощей которых находятся внутри.
Разместив послов в обители, Сергий немедленно
отправился в Москву к митрополиту Алексею. Он передал ему послание патриарха,
которое сам, вероятно, даже не стал распечатывать, и попросил разъяснений.
Алексей велел служке прочесть грамоту. Содержание ее было изложено в немногих
словах. После приветствия и похвалы в адрес Сергия Филофей переходил к делу. Он
высказывал пожелание, чтобы в Троицком монастыре было введено «общее житие».
Сергий спросил Алексея: что он думает относительно
совета патриарха? Митрополит также выразил желание видеть на Маковце «общее
житие». Вернувшись в обитель, Сергий немедля приступил к делу…
Рассказ Жития Сергия необходимо прочесть в свете
исторической критики. Исследователи уже давно пришли к мнению, что появление на
Маковце патриарших послов с грамотой было подготовлено самим митрополитом Алексеем.
Во время своего пребывания в Константинополе в 1353–1354 годах он убедил
патриарха Филофея написать послание маковецкому игумену — не отсюда ли и
«скоропалительное» поставление Сергия в игумены после отъезда Алексея?! —
и отправить его с кем-нибудь из своих людей на Русь. Воспитанник афонских
монастырей, ценитель и знаток иноческого подвига, Филофей охотно откликнулся на
такого рода просьбу. Он поручил своим клирикам, сопровождавшим нового
митрополита на Русь, повидать игумена Сергия и лично вручить ему послание.
Грамота патриарха нужна была Алексею как оружие в
борьбе с противниками задуманной им «монастырской реформы» — возрождения
«общего жития» в русских обителях.
Относительно времени введения в Троицком монастыре
общежительного устава среди историков существуют разногласия. Традиционно
принято было увязывать это событие с официальным принятием преподобным игуменства
в 1354 году (124, 167). Однако в последние годы здесь возобладали иные
мнения. Общая тенденция заключается в том, что почти все события жизни Сергия,
о которых сообщает Житие, либо объявляются вымыслом поздних редакторов
произведения, либо «сдвигаются» по датировке к 70-м годам XIV столетия.
Высказывается мнение, будто в 1354 году Сергий еще не был известен митрополиту
Алексею (126, 38); будто великий князь Дмитрий Иванович познакомился с
Сергием только осенью 1374 года (125, 35); будто своей широкой известностью
Сергий был обязан исключительно князю Владимиру Андреевичу Серпуховскому, в
удел которого Троицкий монастырь перешел около 1374 года после кончины прежней
владелицы этих земель второй жены Ивана Калиты княгини Ульяны (126, 34; 134,
80).
Исходя из этого общего взгляда (не имеющего прямых
подтверждений в источниках), исследователи предлагают датировать приход
патриарших послов и введение «общего жития» в Троицком монастыре временем
второго патриаршества Филофея (1364–1376) (126, 38). Называется и более
точная дата — начало 1377 года (136, 18)
Однако, приняв «позднюю» датировку названных событий,
мы тут же наталкиваемся на целый ряд неразрешимых вопросов общего характера.
Если Сергий установил в своем монастыре «общее житие» и вообще стал широко известен
лишь во второй половине 70-х годов XIV столетия, то как объяснить его участие в
ответственной и сложной миротворческой миссии в Нижний Новгород в 1365 году?
Откуда, если не из Троицкого монастыря, митрополит Алексей брал Устроителей
своих киновий, первые из которых возникли еще в начале 1360-х годов? Как мог
митрополит Алексей всего лишь через год после предполагаемого введения на
Маковце «общего жития» предлагать Сергию занять митрополичий престол и тем
самым возглавить «монастырскую реформу» в масштабах всей Северо-Восточной Руси?
Как мог «никому не ведомый» троицкий игумен Сергий осенью 1374 года получить
приглашение на княжеский съезд в Переяславле-Залесском, где решается вопрос о
начале вооруженной борьбы с Ордой?
|