Глава 9
О том, что подвижнику никак не должно домогаться
избирательного голоса или начальства над братиею
Нимало не должно подвижнику домогаться избирательного
голоса или начальства над братиею. Ибо это — диавольский недуг и проявление
любоначалия, которое служит признаком самого высшего диавольского лукавства. И
диавол сею страстию увлечен был к своему весьма известному падению; и кем
обладает сия страсть, тот болезнует наравне с ним. Сверх того страсть сия плененных
ею делает завистливыми, ревнивыми, обвинителями, бесстыдными, клеветниками,
ласкателями, злокозненными, унижающимися сверх должного, раболепными,
высокомерными и исполненными безчисленных смут. Ибо такой человек завидует
достойным и клевещет на них, а нередко пожелает им и смерти, чтобы, при
недостатке способных к делу, голоса дошли и до него. Он будет ласкательствовать
тем, в чьей воле подать избирательный голос, и поэтому сделается раболепным; но
будет дерзок против низких, если станут противиться, и поэтому начнет сплетать
козни; у него будут тысячи смущений и подозрений, душевная тишина разрушится, и
Бог мира, не находя места, где упокоиться, оставит его. Посему, зная такой
вред, будем избегать неприличного пожелания. Если же кого Бог изберет к сему,
то Он, как благоискусный, знает, как и соделать его достойным; а мы должны
сознавать в себе, что не домогались ничего подобного и вовсе не имеем такого
желания в душе. Ибо это есть самая тяжкая болезнь души и отпадение от добра.
Глава 10
О том, что не из тщеславия должно ревновать о добрых
делах
Наипаче должно убегать тщеславия, не того, которое
удаляет от трудов еще прежде трудов (ибо это было бы меньшее зло), но того,
которое лишает венцов по трудах; этого неодолимого наветника нашему спасению,
который под самыми небесными кругами ставит противу нас свою засаду и
усиливается ниспровергнуть добродетели, пустившие стебли свои даже до неба. Ибо
когда видит, что купец благочестия наполнил уже корабль своего разумения
всякими товарами добродетелей, тогда, возбудив свою бурю, старается опрокинуть
и потопить ладью. Ибо, убедив ум пловца, поспешающего к горнему царству, обратить
взоры на дольнее и на человеческую славу, внезапно развевает все душевное
богатство и, основания добродетели сравняв с землею, ниспровергает труды,
досягавшие до небес, доведя до того, что за сделанное нами просим у людей себе
награды мы, которым надлежало, устремя взор к единому Богу и Ему соблюдая в
тайне добрые дела свои, от Него единого ожидать достойного себе воздаяния…
Глава 11
О благовременном употреблении слова
Таковы главные из добрых дел, описанные нами не в
соответствии собственному величию добродетели, но соразмерно с нашими силами.
Следующие же за сим добродетели, какими обыкновенно украшаются нравы, всякий, думаю,
без труда увидит сам: таково, например, благовременное употребление слова и
произношение оного на пользу. Полезным же будет или беседовать о добродетели во
время, или вести речи по настоятельной и неминуемой нужде или вообще для
созидания слушателей, а прочих речей, как излишних и бесполезных, избегать.
Глава 12
О том, что подвижнику не должно вдаваться в шутки
Надобно воздерживаться от всякой шутливости, так как
со многими, занимающимися этим, случается, что погрешают они против здравого
разума, когда душа развлекается смехом и теряет собранность и твердость ума. А
нередко зло сие, возрастая постепенно, оканчивалось сквернословием и крайним
безчинием: столько-то несовместны между собою трезвенность души и излияние
шутливости! Если же когда, чтобы дать себе некоторую ослабу, нужно разогнать
угрюмость беседою; то да будет слово ваше исполнено духовной благодати и
приправлено евангельскою солию, чтобы оно изливало из себя благоухание
внутренно мудрого домостроительства и вдвойне увеселяло слушателя: и
успокоением, и даром разумения.
Глава 13
О кротости и о том, каким образом появляется любовь
Подвижник должен, как можно более, быть исполнен
кротости, потому что он или приобщился, или желает приобщиться Духа кротости; а
приемлющий в себя сего Духа должен уподобляться приемлемому. Если же когда
нужно и негодование, а именно, на леность подчиненного нам, то негодование да будет
растворено рассудительностию…
Глава 14
О благоразумии
Но всеми поступками должно руководить благоразумие.
Ибо без благоразумия и все то, что, по видимому, прекрасно, от
неблаговременности и несоблюдения меры обращается в порок. А когда разум и
благоразумие определяют время и меру благ, тогда от употребления их получают
удивительную выгоду и дающие, и приемлющие сии блага.
Глава 15
О вере и надежде
Всеми же начинаниями да руководит вера в Бога, и да
сопутствует ей благая надежда, чтобы верою укреплять нам в себе душевную силу,
а благою надеждою возбуждать в себе усердие к доброму. Ибо человеческое
начинание в рассуждении доброго не совершится без помощи свыше, а вышняя
благодать не снизойдет на того, кто не прилагал о сем старания. Напротив того в
совершении добродетели должно соединиться то и другое — и человеческое усердие,
и помощь, по вере приходящая свыше.
Глава 16
О смиренномудрии
Во всем, что ни сделано нами доброго, душа причины
успеха в деле должна приписывать Господу, нимало не думая, чтобы она в чем-либо
добром успевала собственною силою. Ибо таким расположением, обыкновенно, производится
в нас смиренномудрие. А смиренномудрие — сокровище-хранительница добродетелей…
Глава 17
Сколькими способами возникают в душе лукавые помыслы?
Поелику прежде, хотя уже рассуждали мы о помыслах,
однако же не объяснили, сколько есть способов, по которым в здравом рассудке
зарождаются лукавые мысли: то теперь почли мы справедливым присовокупить и сие,
чтобы исследование сего предмета было совершенно.
Итак, два способа, которыми непристойные мысли
приводят в смущение здравый рассудок: или душа по собственному нерадению
блуждает около того, что для нее неприлично, и от одних мечтаний переходит к
другим самым бессмысленным; или бывает сие по злоумышлению диавола, который
старается представлять уму предметы непристойные и отводить его от созерцания и
внимательного рассматривания предметов похвальных…
|