В иерархии XIV—XV вв. русские
князья (а тем более великий князь Владимирский, каковым был Иван Калита во время
составления грамот) приравнивались к бекам или султанам и «никакой татарский
чиновник в Москве не мог иметь права утверждать великокняжеское завещание».
Усманов считает утерянный ныне
свинцовый знак поздней пломбой, аналогичной русским сфрагистическим материалам
XVI—XVII вв., что означает признание данной печати фальсификатом.
Такое предположение как будто
подкрепляется следующим важным обстоятельством — в описях архива Посольского
приказа 1614, 1626 и 1673 гг., где перечислялись буллы, привешенные к документам
(упоминались в том числе и разрушенные восковые печати), «татарская печать» не
фигурирует.
Из этого можно сделать вывод, что
она привешена к документу уже после 1673 г., а истолкование Усмановым свинцового
знака признать наиболее правомерным. И все же предположить позднюю подделку
буллотирия и сознательную фальсификацию печати при таком важном акте, как
духовная Калиты, хранившемся в государственном архиве, едва ли возможно.
В литературе уже указывалось на
невнимание архивистов XVII в. к печатям при документах. Видимо, небольшая
свинцовая анонимная печать не удостоилась упоминания при составлении архивных
описей раннего времени. Но уже в 70-х годах XVIII в. М. Н. Соколовский,
описывая духовную Калиты, отметил: «Привешена к ней печать серебряная позолоченная
с изображением на одной стороне Спасителева, на другой Иоанна Крестителя образа
и надпись в круге: «Печать великого князя Ивана, а к помянутой сей печати
привешена другая свинцовая». Так что сомнений в подлинности маленькой пломбы
быть не может.
Печати прикреплялись к документам
шнурами на особых прямоугольных выступах в средней части нижнего поля листа
пергамена. У документа 1336 г.
этот выступ имеет размеры 39,5x11—14 мм, красный шнур пропущен через четыре
отверстия. Иначе обстоит дело с грамотой 1339 года.
Прямоугольный выступ имеет размеры
58x6—14 мм и несет следы прикрепления двух шнуров. В левых четырех отверстиях
остались обрывки шелкового синего шнура. Таким образом, на момент оформления
грамота 1336 г.
имела одну печать, а грамота 1339
г. — две.
В последнем случае две печати
(великокняжеская и «ордынская») висели на разных шнурах. Это существенное
уточнение, так как ранее считалось, что они располагались на одном шнуре. Иначе
говоря, сразу же после написания документ снабдили двумя печатями.
Итак, малая свинцовая печать-пломба
относится к времени составления документа и привешена к нему вместе с
великокняжеским позолоченным аргировулом.
|