На тогдашнем политическом языке оба этих термина
противополагались тому, что мы разумеем под словом «вассал». Памятники русской
письменности до татарского ига иногда и русских князей называют царями,
придавая им этот титул в знак почтения, не в смысле политического термина.
Царями по преимуществу Древняя Русь до половины
XV в. звала византийских императоров и ханов Золотой Орды, наиболее
известных ей независимых властителей, и Иван III мог принять этот титул, только
перестав быть данником хана.
Свержение ига устраняло политическое к тому
препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: Иван III мог
теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым
государем, какими были византийские императоры, и верховным властителем Руси,
бывшей под властью ордынских ханов.
Усвоив эти новые пышные титулы, Иван нашел, что теперь
ему не пригоже называться в правительственных актах просто по-русски Иваном,
государем великим князем, а начал писаться в церковной книжной форме: «Иоанн,
Божиею милостию государь всея Руси».
К этому титулу как историческое его оправдание
привешивается длинный ряд географических эпитетов, обозначавших новые пределы
Московского государства: «Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и
Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и
Болгарский, и иных», т. е. земель. Почувствовав себя и по политическому
могуществу, и по православному христианству, наконец, и по брачному родству
преемником павшего дома византийских императоров, московский государь нашел и
наглядное выражение своей династической связи с ними: с конца XV в. на его
печатях появляется византийский герб – двуглавый орел.
|