Генеалогия Рюрика. Тогда мыслили не идеями, а образами, символами, обрядами, легендами,
т. е. идеи развивались не в логические сочетания, а в символические
действия или предполагаемые факты, для которых искали оправдания в истории. К
прошлому обращались не для объяснения явлений настоящего, а для оправдания
текущих интересов, подыскивали примеры для собственных притязаний.
Московским политикам начала XVI в. мало было брачного
родства с Византией: хотелось породниться и по крови, притом с самым корнем или
мировым образцом верховной власти – самим Римом.
В московской летописи того века появляется новое
родословие русских князей, ведущее их род прямо от императора Римского.
По-видимому, в начале XVI в. составилось сказание, будто Август, кесарь
Римский, обладатель всей вселенной, когда стал изнемогать, разделил вселенную
между братьями и сродниками своими и брата своего Пруса посадил на берегах
Вислы-реки по реку, называемую Неман, что и доныне по имени его зовется
Прусской землей, «а от Пруса четырнадцатое колено – великий государь Рюрик».
Московская дипломатия делала из этого сказания
практическое употребление: в 1563 г. бояре царя Ивана, оправдывая его
царский титул в переговорах с польскими послами, приводили словами летописи эту
самую генеалогию московских Рюриковичей.
|