Уже к концу XIV в. Литва – и по составу
населения, и по складу жизни – представляла из себя больше русское, чем литовское,
княжество. Но в 1386 г.
литовский великий князь Ягелло (Яков), воспитанный в православии своею матерью,
рожденной княжной Тверской Юлианией, женился на наследнице Польского
королевства Ядвиге и принял католичество.
Этот династический союз Литвы и Польши завязал роковой
для соединенного государства религиозно-политический узел. С тех пор началась
при содействии польско-литовского правительства католическая пропаганда в Западной
Руси. Пропаганда эта особенно усилилась во второй половине XV в., когда
Литвой правил сын Ягелло, Казимир IV.
Православное русское общество оказывало стойкое
противодействие католическим миссионерам. В Западной Руси начиналось сильное
брожение, «замятия великая» между католиками и православными. «Все наше
православное христианство хотят окрестить, – писали оттуда, – за это
наша Русь вельми ся с Литвою не любят».
Увлекаемые этим религиозным движением, и православные
князья Западной Руси, еще не утратившие прежней самостоятельности в своих
владениях под легкою властью великого князя Литовского, начали один за другим
приставать к Москве как к своему религиозному центру.
Те из них, которые могли присоединиться к Москве со
своими владениями по их близости к московским границам, принимали условия
зависимости, выработавшиеся в Москве для добровольно поддавшихся удельных
князей. Они делались постоянными и подчиненными союзниками московского
государя, обязывались служить ему, но сохраняли при себе дворы, дружины и не
только оставались или становились вотчинниками своих владений, но и
пользовались в них административными правами, держали свое особое управление.
В такое положение становились передававшиеся Москве
владельцы мелких княжеств по Верхней Оке, потомки св. Михаила Черниговского,
князья Белевские, Новосильские, Воротынские, Одоевские и другие. Примеру их
последовали потомки Всеволода III, князья Черниговский и Новгород-Северский,
сын Ивана Андреевича Можайского и внук Шемяки.
Отцы их, когда их дело в борьбе с Василием Темным было
проиграно, бежали в Литву и там получили обширные владения по Десне, Семи, Сожу
и Днепру с городами Черниговом и Новгород-Северским. Отец одного и дед другого
были злейшими недругами Василия Темного, своего двоюродного брата, а сын и
внук, стоя за православие, забыли наследственную вражду и стали подчиненными
союзниками Васильева сына. Так московский союз князей, расширяясь, превращался
в военную гегемонию Москвы над союзными князьями.
|