Нил Сорский
и Иосиф Волоцкий
Вопрос о монастырских вотчинах. Монастырское землевладение было вдвойне неосторожной
жертвой, принесенной набожным обществом недостаточно ясно понятой идее
иночества: оно мешало нравственному благоустроению самих монастырей и в то же
время нарушало равновесие экономических сил государства. Раньше почувствовалась
внутренняя нравственная его опасность. Уже в XIV в. стригольники
восставали против вкладов по душе и всяких приносов в церкви и монастыри за
умерших.
Но то были еретики. Скоро сам глава русской иерархии
выразил сомнение, подобает ли монастырям владеть селами. Один игумен спрашивал
митрополита Киприана, что ему делать с селом, которое князь дал в его
монастырь. «Святые отцы, – отвечал митрополит, – не предали инокам владеть
людьми и селами; когда чернецы будут владеть селами и обяжутся мирскими
попечениями, чем они будут отличаться от мирян?»
Но Киприан останавливается перед прямым выводом из
своих положений и идет на сделку. Он предлагает село принять, но заведовать им
не монаху, а мирянину, который привозил бы оттуда в монастырь все готовое, жито
и другие припасы. И преподобный Кирилл Белозерский был против владения селами и
отклонял предлагаемые земельные вклады, но вынужден был уступить настояниям
вкладчиков и ропоту братии, и монастырь уже при нем начал приобретать вотчины.
Но сомнение, раз возникнув, повело к тому, что
колеблющиеся мнения обособились в два резко различных взгляда, которые,
встретившись, возбудили шумный вопрос, волновавший русское общество почти до
конца XVI в. и оставивший яркие следы в литературе и законодательстве того
времени. В поднявшемся споре обозначились два направления монашества,
исходившие из одного источника – из мысли о необходимости преобразовать
существующие монастыри. Общежитие прививалось в них очень туго; даже в тех из
них, которые считались общежительными, общее житие разрушалось примесью особного.
Одни хотели в корне преобразовать все монастыри на
основе нестяжательности, освободив их от вотчин. Другие надеялись
исправить монастырскую жизнь восстановлением строгого общежития, которое
примирило бы монастырское землевладение с монашеским отречением от всякой
собственности. Первое направление проводил преподобный Нил Сорский, второе –
преподобный Иосиф Волоцкий.
|