Последние годы XV века особенно ознаменовались многими
новыми явлениями внутренней жизни. Дипломатические сношения сближали
мало-помалу с европейским миром Восточную Русь, долгое время отрезанную и отчужденную
от него: являлись начатки искусств, служившие главным образом государю,
укреплению его власти, удобствам его частной жизни, а также и благолепию
московских церквей.
Вслед за церковью Успения, построенной Аристотелем,
построены были одна за другой каменные церкви в Кремле и за пределами Кремля в
Москве. В 1489 году окончен и освящен был Благовещенский собор, имевший
значение домового храма великого князя; около того же времени построена была
церковь Риз Положения.
До тех пор великие князья московские жили не иначе,
как в деревянных домах, да и вообще на всем русском севере каменными зданиями были
только церкви: жилые строения были исключительно деревянные. Иван Васильевич,
заслышавши, что в чужих краях, куда ездили его послы, владетели живут в каменных
домах, что у них есть великолепные палаты, где они дают торжественные
празднества и принимают иноземных послов, приказал построить и себе каменную
палату для торжественных приемов и собраний: она была построена венецианцем
Марком и другими итальянцами, его помощниками (1487—1491) и до сих пор
сохранилась под названием Грановитой палаты.
В следующем 1492 году Иван Васильевич приказал
построить для себя каменный жилой дворец, который вскоре после того был
поврежден пожаром, а в 1499 году возобновлен миланским мастером Алевизом. Кремль был вновь обведен каменной стеной; итальянцы построили в
разные годы башни и ворота и устроили посреди Кремля подземные тайники, в
которых государи скрывали свои сокровища.
Между Москвою-рекою и Неглинною проведен был ров,
выложенный камнем. Следуя примеру государя, митрополиты Геронтий и Зосима
строили себе кирпичные палаты, а также трое бояр сделали для себя каменные дома
в Кремле. Но это было исключение: каменные дома не вошли в обычай у русских. На
Руси образовалось убеждение, что жить в деревянных домах — полезнее для
здоровья. Сам государь и преемники его долго разделяли это мнение и держали у
себя каменные дворцы только для пышности, а жить предпочитали в деревянных
домах.
Иван Васильевич имел особую любовь к металлическому
делу во всех его видах. Иноземные мастера лили для него пушки (таковы были
между прочим итальянцы Дебосис, Петр и Яков; Дебосис в 1482 г. слил знаменитую
царь-пушку, которая и теперь изумляет своею огромностью). В 1491 году Траханиот
вывез из Германии рудокопов Иогана и Виктора. Вместе с русскими людьми они
нашли серебряную и медную руду на реке Цильме в трех верстах от Печоры; но
местонахождение этих руд было невелико — не более десяти верст.
Тогда же начали плавить металлы и чеканить серебряные
мелкие монеты из русского серебра. Великий князь любовался серебряными и
золотыми изделиями, и при его дворе было несколько иноземных мастеров
серебряных и золотых дел: итальянцев, немцев и греков.
Но собственно для распространения всякого рода
умелости в русском народе не сделано было ничего. Достойно замечания, что в тот
век, когда греки, рассеявшись по Западной Европе, обновляли ее, знакомя с
плодами своего древнего просвещения, и положили начало великому умственному
перевороту, известному в истории под именем эпохи Возрождения, в московском
государстве, где исповедовалась греческая вера и где государь был женат на
греческой царевне, они почти не оказали образовательного влияния.
|