До какой степени он понимал честные отношения между
людьми и какой пример мог подавать своим подданным в их взаимных делах —
показывает его проделка с представителем венецианской республики, когда, давши
ему 70 рублей, приказал сказать пославшему его государству, что дал 700 —
плутовство, достойное мелкою торгаша. Бесчисленные случаи его грабительства прикрывались
разными благовидными предлогами, но современники очень хорошо понимали
настоящую цель их.
Поступки государя распространяли в нравах подданных
пороки хищничества, обмана и насилия над слабейшим. Возвышая единовластие, Иван
не укреплял его чувством законности. По произволу заключил он сначала в тюрьму
сына, венчал на царство внука, потом заточил внука и объявил наследником сына:
этим поступком он создал правило, что престол на будущее время зависит не от
какого-нибудь права, а от своенравия лица, управляющего в данное время
государством, правило, сродное самому деспотическому строю и вовсе не
представлявшее прочного залога государственного благоустройства и безопасности.
При таких порядках мог господствовать бессмысленный рабский страх перед силою,
а не сознательное уважение к законной власти.
Можно было бы поставить в похвалу ему то, что он, как
пишут иностранцы, хотел уменьшить пьянство в народе; но этот факт неясен, так
как из сообщающих его иностранцев один говорит, что Иван совсем запретил
частным лицам варить пиво и мед с хмелем, а другой — что он дозволял это не
всем.
Мы знаем, что впоследствии в московской земле продажа
хмельных напитков производилась от казны, а в виде исключения дозволялось
разным лицам и при разных случаях варить их в частных домах; это дает нам повод
предположить, что и при Иване стеснительные меры, по отношению к производству
горячих напитков, вероятно, предпринимались более в видах обогащения казны, чем
с целью улучшения народной нравственности. Да и самое известие о
господствовавшем тогда пьянстве едва ли не преувеличено, так как в то время еще
не было распространено хлебное вино, которое впоследствии споило русский народ.
Истинно великие люди познаются тем, что опережают свое
общество и ведут его за собою; созданное ими имеет прочные задатки не только внешней
крепости, но духовного саморазвития. Иван в области умственных потребностей
ничем не стал выше своей среды; он создал государство, завел дипломатические
сношения, но это государство, без задатков самоулучшения, без способов и
твердого стремления к прочному народному благосостоянию, не могло двигаться
вперед на поприще культуры, простояло два века, верное образцу, созданному
Иваном, хотя и дополняемое новыми формами в том же духе, но застылое и
закаменелое в своих главных основаниях, представлявших смесь азиатского
деспотизма с византийскими, выжившими свое время, преданиями. И ничего не могло
произвести оно, пока могучий ум истинно великого человека — Петра, не начал
пересоздавать его в новое государство уже на иных культурных началах.
|