|
Каталог статей
БОРЬБА ТИМУРА С ТОХТАМЫШЕМ В 80 — 90-х ГОДАХ XIV в. - 5
Гияс-ад-дин Али, описывая индийский поход Тимура 1398
— 1399 гг., не раз говорит об участии пехотинцев в сражении. Так, упоминая
битву на берегу Гуля (Джуля), он говорит, что левое крыло имело в авангарде кул
султана Али Тавачи, в котором были пешие отряды хорасанцев.
Примеров подобного рода можно было бы привести немало. Однако картина и так
ясна. Войско Тимура, пополняемое не только кочевыми народами, но и населением
земледельческих областей, не могло в своих ополчениях не иметь пеших воинов.
Весьма интересным фактом является наличность при
Тимуре огнестрельного оружия. Первое упоминание огнестрельного оружия
встречается у Муин-ад-дина Натанзи ("Аноним Искендера"),
на что впервые обратил внимание А. М. Беленицкий. В конце XIV в.
огнестрельное оружие было уже распространено на Востоке. Так, при описании
войска султана Махмуда Дехлевийского перед битвой с Тимуром вблизи Дели в 1399 г.
Низам-ад-дин Шами упоминает на вооружении индийского войска радандоз — особые
"громбросающие" огнестрельные орудия. Низам-ад-дин Шами упоминает об
огнестрельном оружии и у воинов Дамаска, осажденного Тимуром в 1400 —
1401 гг.
Появилось в это же время, даже несколько раньше,
огнестрельное оружие и в Восточной Европе. Вспомним, что москвичи в 1382 г. во время
осады Москвы войсками Тохтамыша стреляли из тюфяков — примитивных пушек, на что
уже обратил свое внимание проф. В. В. Мавродин в упомянутой выше статье. По
словам того же автора, огнестрельное оружие на несколько лет раньше появилось в
Казани. В. В. Мавродин приводит указание Никоновской летописи, что казанцы
(т. е. тогда жители Болгар) в 1376 г., когда их осадили русские, не
только стреляли из луков и самострелов, но и "гром пущающе з града",
т. е. применяли огнестрельное оружие. Большой интерес
представляет поход Тимура против Тохтамыша 1391 г. Поход этот
был уже в науке предметом описания (М. Шармуа) и военного
разбора (М. И. Иванин). Мы позволяем себе обратиться к этой
теме еще раз по двум причинам: 1) невозможно писать работу "Падение
Золотой Орды" и не затронуть этого вопроса, особенно в контексте-всей.
совокупности фактов, 2) со времени работ М. Шармуа и М. И. Ивашша прошло более
ста лет, если учитывать дату появления первого издания книги М. И. Иванина.
Когда М. Шармуа писал свою работу на французском языке, в его-распоряжении были
сочинения Шереф-ад-дина Али Иезди и Абд-ар-Реззака Самарканди. Теперь мы
располагаем более ранним текстом Низам-ад-дина Шами, который был широко
использован и дополнен Шереф-ад-дином Али Иезди.
Свой поход против Тохтамыша Тимур начал зимой
1390/91 г. Выступив из Самарканда, он перешел Сыр-дарью по переброшенному
через реку мосту и направился в Ташкент. Здесь, расположившись
со своим войском в местности между Паренном и Чинасом, Тимур и провел зиму.
Из Ташкента он между прочим отправился, по словам
Шереф-ад-дина, в Ходженд, чтобы в духе того времени совершить поклонение
гробнице шейха Маслахата. Раздав 10000 кебекских динаров, Тимур вернулся в Ташкент. Здесь он захворал и в течение 40 дней
проболел, невидимому, малярией. Во второй половине января 1391 г. он
почувствовал себя лучше и начал готовиться к дальнейшему походу. По словам
Низам-ад-дина Шами, он сделал большие подарки приближенным и эмирам войска,
отправил жен и царевен домой в Самарканд, за исключением жены Чулпан Мелик-ага,
которую решил взять с собой. Закончив подготовку к дальнейшему походу
распределением проводников (качарчи) между главными эмирами войска, среди
которых был и известный впоследствии Идигу узбек (Едигей русских летописей),
Тимур 15 Сафара, т. е. 22 января 1391 г., покинул
Ташкент и двинулся по направлению к Отрару. Когда Тимур прибыл в местность
Кара-Саман (в районе Отрара), к нему явились послы от Тохтамыша. Пока Тимур был
занят завоеваниями в Иране, Тохтаэдыш делал все, чтобы навредить ему, вплоть до
похода в Маверан-нахр и ограбления его городов. Теперь же, когда Тимур выступил
против Тохтамыша с огромными силами, последний испугался и решил отложить
генеральное столкновение до более благоприятного времени.
Узнав о прибытии послов своего врага, Тимур отдал
распоряжение об оказании им почестей согласно этикета. На приеме послы вручили
Тимуру подарки, в том числе сокола и 9 быстроходных коней. Не желая нарушать
обычая, Тимур посадил сокола к себе на руку, однако, чтобы подчеркнуть
невнимание к подарку врага, даже не взглянул на него. Послы, стоя на коленях,
подали Тимуру письмо Тохтамыша. В послании Тохтамыш писал, что он хорошо помнит
все прежние милости и благодеяния Тимура к себе и раскаивается во враждебном
поведении по отношению к нему. Заканчивается письмо обещанием быть верным
вассалом и исполнять все приказания Тимура. Тимуру было ясно, что все эти
хорошие слова — лишь дипломатическая уловка врага, которому почему-то в данный
момент невыгодно принимать решительное сражение. В своем ответном послании он
упрекает Тохтамыша в неблаговидных поступках, напоминает ему о том, какие
благодеяния он — Тимур — ему оказал при вступлении на ак-ордынский, а затем и
золотоордынский престол, останавливается на предательстве Тохтамыша, когда он
стал могущественным ханом, особенно на ударе в спину (поход Тохтамыша на
Мавераннахр), когда он — Тимур — был занят завоеванием Фарса и Ирака. Заканчивает свое ответное послание Тимур выражением полного
недоверия к обещаниям Тохтамыша и заявлением о невозможности принять его мирное
предложение. Заготовив ответное послание, Тимур устроил богатый пир, вновь
одарил послов, однако не отпустил их, а оставил при себе в качестве
проводников. Тогда же Тимур созвал курилтай из эмиров войска, царевичей и
приближенных. На курилтае решено было двинуться дальше. В конце февраля 1391 г. огромное
войско прошло Ясы (ныне г. Туркестан), Карачук, Сауран и вышло в степь к центру
современного Казахстана. 6 апреля 1391 г., утомленное переходами, войско
прибыло в местность Сарыг-узен (ныне Сары-су), где было много воды, в чем так
нуждались люди и животные. Отдохнув несколько дней, войско Тимура переправилось
через реку и, пройдя местность Кичиг-даг в конце апреля, в дни цветущей весны,
достигло Улуг-даге. По словам Низам-ад-дина Шами, Тимур взобрался на вершину
горы, осмотрелся я, увидев вокруг себя безграничную степь, решил оставить здесь
память о своем походе. Для этого он приказал своим воинам нанести в определенное
место больших камней, а каменотесам высечь на большом камне надпись с его именем
и упоминанием проходившего здесь войска.
Более десяти лет назад вблизи Карсакпайского рудника в
центральном Казахстане, у горы Алтын-Чуку, был найден камень с высеченной на
нем надписью. Надпись двуязычная. В верхней части камня имеются три строчки арабским
письмом, они в столь испорченном виде, что пока прочесть можно только: "Во
имя Аллаха милосердного и милостивого". Нижняя надпись, состоящая из восьми
строк, написана уйгурским письмом на чагатайском (староузбекском) языке. Чтение
надписи подтвердило вышеприведенные слова Низам-ад-дина Шами об оставленном
Тимуром памятнике. После статьи А. И. Пономарева "Поправки к чтению
"надписи Тимура"" основное содержание надписи теперь
совершенно ясно. В ней говорится, что в лето семьсот девяносто третье,
т. е. в 1391 г.,
Тимур шел походом на Тохтамыш-хана, что подтверждает сведения письменных
источников. Любопытно, что Низам-ад-дин Шами дает более точную дату, он не
только приводит год, но месяц и день — 23 числа месяца Джумади I, т. е. 28
апреля 1391 г.
Тимур называет себя в надписи султаном Турана, что явно указывает на
существование этого наименования в политической терминологии XIV в. В
надписи указывается и численность войска Тимура — 200 000 человек, что
подтверждает правильность сведений Гияс-ад-дина Али, Низам-ад-днна Шами,
Шереф-ад-дина Али Иезди и других источников о численном составе тимурова войска
при описании того или иного из его походов. В надписи указывается цель похода —
Тимур идет против Тохтамыш-хана.
|
Категория: Золотая Орда и ее падение ч. 2 | Добавил: defaultNick (28.02.2012)
|
Просмотров: 1785
| Рейтинг: 5.0/11 |
|
|