В течение почти целого века ханы Золотой Орды
добивались включения Азербайджана в состав своего государства. Азербайджан,
особенно северный (ныне Советский Азербайджан), привлекал к себе не только
замечательными пастбищами, летними и зимними (Карабаг и My ганские степи), но и
своими богатыми городами и селениями, где процветала ткацкая ремесленная промышленность
по выделке шерстяных и шелковых тканей, включая сюда и ковры. Золотоордынские
ханы делали все, чтобы заставить Хулагидов уступить им Азербайджан, —
приводили различные аргументы, в том числе напоминали, что им за участие в
походе Хулагу-хана в 1256 г.
Полагался по соглашению Арран, т. е. северный Азербайджан, ходили походами
— не всегда, правда, удачными, однако до Джани-бека захватить Азербайджан не
могли. Казалось, что наступил наконец период высшего могущества Золотой Орды:
территория ее значительно увеличилась, особенно же выросли ее материальные
ресурсы-. Однако действительность не оправдала этих естественных надежд и
ожиданий. Золотая Орда была не на подъеме, а на грани упадка и феодального
распада. Уже давно в недрах феодального общества и Улуса Джучи протекал
незримый процесс нарастания феодализирующих, центробежных сил. Собственно
говоря, он начался еще во второй половине XIII в. и по сути дела никогда
не прекращался. Вспомним Ногая, который во времена ханов Тулабуги (1287 — 1290)
и Токты (1290 — 1312) играл роль всесильного временщика, фактического вершителя
всех дел в Золотой Орде вплоть до своего поражения и смерти в 1300 г. Только
после этого хану Токте удалось временно установить в стране порядок.
Характерно, что его преемник Узбек, с именем которого связано представление о
могуществе золотоордынской власти, взошел на трон в результате дворцовых смут и
кровавого террора. Арабские и персидские историки единогласно — правда, с
разными деталями — рассказывают о захвате им ханской власти. Узбек был не сыном
Токты, а его племянником и прав на престол не имел. Опираясь на поддержку
влиятельного эмира Кутлуг-Тимура, Узбек убил, по словам "Истории
Шейх-Увейса", сына Токты Ильбасмыша, которого, старший
эмир: прочил в ханы. Чтобы упрочить свое положение и избавиться от врагов, он решился
на убийство целого ряда царевичей и влиятельных эмиров, близких к Токте и сочувствовавших
убитому царевичу. Немалую роль сыграла здесь и борьба придворных партий вокруг
исламизации Золотой Орды. Кутлуг-Тимур, оказывая поддержку Узбеку, требовал от
последнего решительного поворота в сторону принятия ислама и крутых мер по
адресу противников, которые были еще очень сильны. Так или
иначе, но Узбек-хан пришел к власти лишь после упорной и кровавой борьбы в
среде феодальной придворной знати. Вышеприведенные примеры частых неурядиц при
дворе и среди полукочевой и оседлой знати в периоды наибольшего могущества
Золотой Орды явно указывают на глубокие противоречия в среде золотоордынского
государства и общества. Золотоордынская власть держалась по существу на одном
только насилии. Ее территории были целиком населены покоренными народами, в культурном
отношении стоящими неизмеримо выше завоевателей-татар (монголов). Жители
Хорезма, Крыма, Булгара, северного Кавказа — земледельцы и горожане — имели
свое культурное прошлое, свою богатую экономическую и культурную базу. Под
властью золотоордынских ханов они продолжали развиваться, но лишены были не
только своих местных династий, но и права распоряжаться своей личностью, своим
имуществом и особенно произведениями своего труда. Ни земледельцы, ни
ремесленники, ни ученые не могли быть уверены, что их куда-нибудь не перешлют и
не заберут у них имущества сверх положенных тяжелых налогов и повинностей.
Нечего и говорить, что в этой среде власть Золотой Орды ощущалась всегда как
насилие и пользовалась всеобщей ненавистью; исключения встречались, главным образом,
среди землевладельческой знати и богатых купцов-уртаков, многие из которых были
связаны торговыми интересами с ханским двором, поскольку сами ханы и царевичи
участвовали своими вкладами в операциях караванной торговли. Наряду с оседлыми,
земледельческими областями Улус Джучи включая в себя огромные степи, где жило
большое количество кочевников — тюрков, отюреченных монголов и монголов.
Численно кочевая часть Улуса Джучи, быть может, и не
преобладала над оседлой, однако в области политической она играла
первенствующую роль. Хозяевами государства были представители ее знати — ее
эмиры, беги, нойоны, стоящие во главе отдельных кочевых
племен, возглавляющие в качестве тысячников и темников, а то и более крупных
войсковых начальников, отдельные части золотоордынского войска (центр и
крылья). Одни из них жили при ханском дворе, начальствовали над отдельными
отрядами его войска, руководили отдельными ведомствами несложного центрального
управления, другие были наместниками в Болгарах, Крыму, Хорезме и иных областях
государства, третьи жили в степи, в качестве глав отдельных племен, —
кунгратов, мангытов и т. д. Всех их объединяло одно — они были феодалами
кочевого или полукочевого и полуоседлого характера, все были капризны,
своевольны, стремились в своем кругу быть максимально самостоятельными и иногда
даже независимыми, при слабых ханах подымали голову, вели интриги, создавали
склоки, устраивали (при подходящей обстановке, конечно) дворцовые перевороты и
т. д.
В их среде, несмотря на такие общие им всем черты,
были существенные разногласия, прежде всего по вопросу об отношении к городам и
земледельческим культурным районам. Одни из них были связаны с ними личной собственностью,
участием в их жизни, почему и склонны были идти на принятие ислама; другие,
напротив того, считали за лучшее знать только-одну кочевую скотоводческую жизнь
и пользоваться данями и налогами с покоренных оседлых областей. Эти разногласия
невольно переносились в придворную обстановку и отражались в политической жизни
иногда очень резкими столкновениями.
Из всего вышеизложенного ясно, что порядок и покой, о
котором упоминает Ибн-Арабшах, были по существу только наружным и притом
временным явлением. Нужны были лишь незначительные удары, а то и толчки, чтобы
все намеченные противоречия пришли в движение и в Золотой Орде наступили смуты.
Последним годом твердой власти и покоя в Золотой Орде и надлежит считать 1356 г., когда
Джанибек-хан захватил Азербайджан и его столицу Тебриз.
Вернемся к изложению событий этого времени. Выше
говорилось, что Джанибек-хан передал своему сыну Бердибеку наместничество в
Азербайджане, а сам направился домой в свою столицу. По дороге он захворал и,
не доехав, умер. Большинство источников — мусульманских и русских — считают,
что он был убит по инициативе своего сына Бердибека, и только некоторые рассказывают
о его смерти в результате болезни. Наиболее подробный рассказ о смерти
Джанибек-хана приведен у "Анонима Искендера" (Муин-ад-дин Натанзи). Когда,
согласно рассказу последнего, определилось, что Джанибек очень серьезно болен,
Тоглу-бай, один из главных его эмиров, написал письмо Бердибеку в Тебриз, прося
его скорее приехать, чтобы в случае смерти хана царство досталось ему. Бердибек
жаждал власти и тотчас же выехал, не получив на то разрешения отца.
|