ГЛАВА ВТОРАЯ
ВОЗВЫШЕНИЕ AK-ОРДЫ И ПОПЫТКА ТОХТАМЫША ВОЗРОДИТЬ МОГУЩЕСТВО ЗОЛОТОЙ ОРДЫ В 80 —
90-х ГОДАХ XIV в.
"Милость Тимура и служба Твхта-мыш-хана
перешли во вражду и соперничество".
Из "Родословия Тюрков" (XV в.)
Выше уже было отмечено, что Ак-Орда, т. е. Белая
Орда, являвшаяся с военной точки зрения левым крылом войска Улуса Джучи, в
русских источниках именуется Синей Ордой. Трудно точно установить границы
Ак-Орды. В эпоху раннего средневековья границы, особенно степные, точно не
определялись, в силу чего источники, говоря о них, приводят сведения в самой
общей форме.
Наиболее важной (в экономическом, политическом и
культурном отношениях) частью Ак-Орды была долина, да и вообще весь бассейн
нижней Сыр-дарьи от города Сюткенда и Саурана и до впадения реки в Аральское
море. По словам наиболее подробного источника по истории Ак-Орды, "Анонима
Искен-дера" (Муин-ад-дина Натанзи), Ак-Орда включает "пределы
Улуг-тага, Секиз-ягача и Каратала до пределов Туйсена, окрестностей Дженда и
Барчкенда". Таким образом в Ак-Орду кроме бассейна
Сыр-дарьи входили огромные степные и отчасти лесные пространства Дешт-и-Кыпчак,
т. е. Казахстана и Западной Сибири.
Степные части Ак-Орды, так же как и степи Кок-Орды
(Золотой Орды), известны были под именем Дешт-и-Кыпчак. Весьма интересным
является вопрос об этническом составе населения как степной, так и
земледельческой части Ак-Орды.
Наиболее подробные сведения о племенном составе
Дешт-и-Кыпчак в начале XIV в. мы встречаем у ан-Нувейри, египетского
историка первой половины XIV в., в главе "Известия о тюрках" его
большой энциклопедии. Говоря о кыпчаках Дешт-и-Кыпчак, в частности о ее
северных землях, ан-Нувейри сообщает: "Их много племен; к их племенам
принадлежат те, которые приводит эмир Рукнеддин Бейбарс девадар Эльмансури в
своей летописи, именно: 1) Токсоба, 2) Иета, 3) Бурджоглы, 4)
Бурды, 5) Кангуоглы (или Кангароглы), 6) Анджоглы, 7) Дурут, 8) Карабароглы, 9)
Джузнан, 10)Кара-биркли, 11) Котян". Сведения об этих
племенах из того же источника (Рукн-ад-дин Бейбарс) попали в историю
Ибн-Халдуна, но с некоторыми изменениями в их номенклатуре. Вот этот перечень:
"1) Токсоба, 2) Сета, 3) Бурджогла, 4) Эль-були, 5) Канааралы, 6) Оглы, 7)
Дурут, 8) Калабаалы, 9) Джерсан, 10) Кадкабиркли и 11) Кунун".
К сожалению, в нашем распоряжении не имеется
дополнительных данных, чтобы можно было выправить два этих варианта по существу
одного и того же списка кыпчакских племен. Несколько ниже у Ибн-Халдуна
приводятся еще следующие слова: "Ход рассказа (говорит он) указывает на
то, что племя Дурут из кыпчаков, а племя Токсоба из татар, что
все-перечисленные племена не от одного рода."
У египетского автора первой половины XIV в.
ал-Омари, писавшего на арабском языке, имеется весьма ценное сведение об
этническом составе кочевого населения Дешт-и-Кыпчак в начале XIV в.
Сведения ал-Омари были расспросного характера и получены от людей, которые
имели возможность хорошо познакомиться с жизнью золотоордынских степей. По
словам ал-Омари, до прихода татар обширные степи Улуса Джучи были заселены
кыпчаками. Когда явились туда татары, кыпчаки стали их подданными. Так как
татар было меньшинство, то они смешались с кыпчаками и "стали точно
кыпчаки". Татары (монголы) постепенно утратили свой
монгольский язык и в массе начали говорить по-кыпчакски, т. е. по-тюркски.
Это весьма ценное наблюдение над победителями — татарами или монголами —
целиком подтверждается- всеми последующими фактами. В Дешт-и-Кыпчак — как на
территории южнорусских степей, между Доном и Волгой, так и далее на Восток, в
бассейне реки Урала, в степях на север от Аральского моря и низовий Сыр-дарьи —
всюду наблюдается процесс отюречения монгольских племен. Здесь по существу
происходило то же самое, что в Семиречье и Мавераннахре. Вспомним судьбу
монгольских племен джелаиров, перекочевавших во второй половине XIII в. из
Семиречья в район Ходженда (Ленинабад), и барласов — в долину реки Кашка-дарьи.
Два этих больших монгольских племени — джелаиры и барласы — пришли из Семиречья
уже в какой-то мере отюреченными в смысле языка. На новом месте они настолько
уже были отюречены, что в XIV в., во всяком случае во второй его половине,
считали своим родным языком тюркский язык.
Вернемся к Дешт-и-Кыпчак. Было бы однако неверным
думать, что кыпчаки в чистом виде совсем не сохранились. Знакомясь по
источникам с этническим составом войска в пределах Улуса Джучи, мы можем
встретить кыпчаков как отдельную племенную войсковую часть даже в конце
XIV в. Шереф-ад-дин Али Иезди, рассказывая о походе Тимура против
Тох-тамыша в 1391 г.,
говорит о войске последнего в следующих словах: "из русских, черкесов, булгар,
кипчаков, аланов, [жителей] Крыма с Кафой и Азаком, башкирдов и м. к. с. собралось войско изрядно большое". Тот же
автор, описывая генеральное сражение между войсками Тимура и Тохтамыша в 1391 г. в
местности Кундузча, пишет, что у Тимура в составе отряда Осман-бохадура был
кипчакский кошун. Таких кошу-нов у него По-видимому было
немало. Монголы, пришедшие в Дешт-и-Кьшчак в связи с походом Батыя и после
него, имели в своем составе несколько племен. Однако только два крупных
монгольских племени в условиях Дешт-и-Кыпчак — конгу-раты и мангуты, или
мангыты, — не только не потеряли своего племенного единства, но даже
выросли в значительные народности. Однако, сохраняя свое единство, они не
удержали своего монгольского языка, а отюречшшсъ. Впоследствии, во второй
половине XV в., мангыты сменили свое имя и стали именоваться ногаями, а
орда их стала называться ногайской. В 80-х годах XV в. они перешли, по
словам Казанского летописца. на восточный берег Волги, где и
кочевали до Яика включительно. Постепенно конгураты (кунграты) и мангуты
(мангыты) настолько вошли в состав тюркского кочевого общества, что стали сами
считать себя тюрками.
Каково же было население Ак-Орды, каков его этнический
состав во второй половине XIV и начале XV в.?
Весьма характерно, что персидские источники XV в.
именуют основное население Ак-Орды узбеками, а самую Ак-Орду называют Узбекским
Улусом. По вопросу о происхождении самого слова "узбеки" до сих пор
нет единой точки зрения. Последний по времени из писавших о происхождении
узбеков, проф. А. А. Семенов, в сокращенном изложении своей весьма ценной
статьи "К вопросу о происхождении и составе узбеков Шейбани-хана"
высказал положение: "…узбеки не были выходцами из Золотой Орды, и не
доказано, что они получили свое имя от золотоордынского хана Узбека".
|