|
Каталог статей
Первые каменные здания в Москве - 1
ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ
При Иване Калите в Москве появились каменные здания,
на первых порах церкви. Первым московским каменным строением считается собор
Успения Богоматери, заложенный 4 августа 1326 г. Летописи связывают построение
собора с утверждением в Москве митрополичьего стола и личным желанием митрополита
Петра. Собор строился целый год и был освящен 15 августа 1327 г. (т. е. на
Успеньев день). Наименование собора Успенским говорит о стремлении великого
князя и митрополита иметь соборный храм по образцу Успенского собора во
Владимире. Дело в том, что наименование церквей в Древней Руси было явлением
далеко не случайным и подчинялось определенным правилам. Так в XI-XII вв.
соборные храмы больших городов, являвшихся одновременно резиденциями епископов,
наименовались по византийскому образцу в честь св. Софии (премудрости божией).
Это, так сказать, древнейший слой церковных воименований, отразившийся в
появлении Софийских соборов в главнейших центрах Руси XI в.- в Киеве, Полоцке и
Новгороде. В XII в. вместо Софийских появляются Успенские соборы (Смоленск,
Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Суздаль, Ростов, Галич). Однако уже с
XI в. существует другая традиция, по которой соборные церкви называются в честь
Спаса. Традиция таких воименований начинается с черниговского собора Спаса
Преображения, построенного в первой половине XI в. Она находит отражение на
севере в XII-XIII вв., когда появляются соборы во имя Спаса в городах: Тверь,
Переславль-Залесский, Нижний Новгород, Галич-Мерский, Торжок, Ярославль. Как
видим, определенные церковные традиции связывались с теми или иными политическими
центрами.
Между тем имеются определенные указания на то, что до
построения церкви Успения московским собором была церковь Спаса, как и в Твери.
Иными словами, и по названию своей крепости – «кремник», – и по воименованию
соборного храма в честь Спаса Москва имела сходство с соседней Тверью. Трудно
только сказать, чем объясняется это сходство – сознательным ли подражанием
московских князей тверским порядкам, или общностью традиций Москвы и Твери.
Построение Успенского собора обозначало резкий разрыв с прежней традицией и
показывало претензию московских князей на особое положение Москвы среди русских
городов, возвращение к традициям старых стольных городов Северо-Восточной Руси
– Владимира, Суздаля, Ростова. Строительство каменных храмов продолжалось при
Калите в быстрых по тому времени темпах. В 1329 г. выстроили вторую каменную
московскую церковь Иоанна Лествичника, оконченную в три месяца. Осенью того же
года в течение двух месяцев воздвигли третью каменную церковь – Поклонения
веригам Петра. И. Е. Забелин связывает построение этих церквей с политическими
событиями того времени, считая, что обе церкви были обетными, построенными в
память удачного окончания похода против Твери в 1327 г. и Пскова в 1329 г.
Такая возможность, конечно, не исключена, но построение церквей может быть
объяснено и по-иному. Иоанн Лествичник был святым самого Калиты, на печатях
которого изображен святой в рубище с книгой в руках, что соответствует Иоанну
Лествичнику как автору Лествицы, а вовсе не Иоанну Предтече, изображение
которого не имеет книги. Кроме того, старший сын Калиты (Иван) родился 30 марта
на память Иоанна Лествичника. Вериги Петра напоминают нам о Петре-митрополите.
Следовательно, перед нами обычное стремление строить храмы в честь одноименных
князей и митрополитов, весьма распространенное на Руси.
Каменное строительство не прекратилось после создания
трех вышеназванных храмов. Новая каменная церковь Спаса (Спас на Бору) была
построена в 1330 г., пятая каменная церковь Михайла Архангела – в 1333 г.
Последняя заменила собой деревянный храм, служивший и ранее княжеской
усыпальницей. Что касается церкви Спаса, то она также имела специальное
назначение княжеского монастыря. Значение его как одного из центров московской
образованности почему-то осталось незамеченным историками Москвы, хотя летопись
особо отмечает заботы Ивана Калиты о процветании Спасской обители, снабженной
иконами, книгами и сосудами за счет княжеской казны. Обращает на себя внимание
замечание летописи, что Спасский монастырь получил от Калиты «…льготу многу и
заборонь велику творяше им, и еже не обидимым быти никим же». В этих словах
скрывается прямое указание на пожалование Спасскому монастырю иммунитетных
прав, по образцу которых впоследствии получали льготы и другие московские
монастыри.
|
Категория: Древняя Москва ч. 2 | Добавил: defaultNick (06.05.2012)
|
Просмотров: 1672
| Рейтинг: 5.0/9 |
|
|