Архиепископ ГеннадийАвтор: Николай Костомаров
Конец XV века представляет перелом в области русской
мыслительности, направленной главным образом на религиозные предметы: с одной
стороны, здесь являются начала тех споров и толков об обрядах и букве, которые,
развившись впоследствии, произвели явление громадной важности — раскол старообрядчества
со всеми его видоизменениями; с другой — в это время ярко выказываются признаки
религиозного свободомыслия, стремившегося к отпадению от основных догматов
православия.
В истории того и другого направления играл важнейшую
роль новгородский архиепископ Геннадий, человек стойкого характера и с
замечательным образованием по своему времени. К сожалению, многое в жизни и
деятельности этого человека нам остается неизвестным. Мы не знаем ни места его
рождения, ни его юности. Осталось только известие, что фамильное его прозвище
было Гонозов или Гонзов и что, вступивши в монашество, он был учеником
преподобного Савватия Соловецкого, а потом возведен в сан архимандрита Чудовского
монастыря в Кремле. В это время он явился участником в споре митрополита
Геронтия с великим князем.
До сих пор, как мы видели, высшая духовная власть шла
рука об руку с высшею мирской властью и содействовала возвышению и усилению
последней. При Иване Васильевиче мирская власть достигла своей полной силы.
Теперь уже она не нуждалась в опеке со стороны духовной власти в такой степени,
как это было прежде; теперь мирская власть могла не только показать перед духовною
властью свою самостоятельность, но и покуситься на господство над нею, когда
представится случай.
Такая попытка ощутительна в споре между митрополитом
Геронтием и Иваном Васильевичем. Геронтий был, как видно, человек,
чувствовавший вековую силу своего первосвятительского сана, но Иван Васильевич,
как мирской государь, также не расположен был уступать своего права. Прежде
всего у них произошло столкновение в 1478 году по поводу Кирилло-Белозерского
монастыря. Новопоставленный игумен этого монастыря, Нифонт, с некоторыми из
монастырской братии, тяготился зависимостью от ростовского архиепископа
Вассиана и просил своего удельного князя Михаила верейского взять монастырь в
свое непосредственное ведение.
Митрополит Геронтий, по просьбе верейского князя,
изъявил на это свое согласие и выразил его в своей грамоте. Но в монастыре были
другие старцы, которые вовсе того не хотели и были расположены к ростовскому
епископу. Последний обратился к великому князю. Иван Васильевич принял сторону
Вассиана. Митрополит сначала попытался ослушаться великого князя, но Иван
приказал своему подручнику Михаилу верейскому отдать ему данную митрополитом
грамоту и грозил созвать собор духовных для решения дела между митрополитом и
епископом.
Архиепископ Геннадий ч. 2 Архиепископ Геннадий ч. 3 Архиепископ Геннадий ч. 4 Архиепископ Геннадий ч. 5 Архиепископ Геннадий ч. 6 Архиепископ Геннадий ч. 7 Архиепископ Геннадий ч. 8 Архиепископ Геннадий ч. 9 Архиепископ Геннадий ч. 10 Архиепископ Геннадий ч. 11 Архиепископ Геннадий ч. 12 Архиепископ Геннадий ч. 13 Архиепископ Геннадий ч. 14 Архиепископ Геннадий ч. 15 Архиепископ Геннадий ч. 16 Архиепископ Геннадий ч. 17 Архиепископ Геннадий ч. 18 Архиепископ Геннадий ч. 19 Архиепископ Геннадий ч. 20 Архиепископ Геннадий ч. 21 |
| |