Сергий Радонежский ч. 12За 1380—1385 гг. сведений о
деятельности Сергия почти нет. Летопись отмечает только, что в конце мая — июне
1381 г.
Сергий вместе с митрополитом Киприаном крестил родившегося в семье обладателя
Радонежа князя Владимира Андреевича сына Ивана. Однако появившихся на свет в 1379 г. и 1382 г. сыновей великого
князя Дмитрия Ивановича (Семена и Андрея) Сергий не крестил57. В конце августа
1382 г.,
когда Москва и Переяславль-Залесский подверглись нападению Тохтамыша, Сергий
укрылся в Твери, где пережидал ордынскую грозу бежавший из Москвы митрополит
Киприан, но не последовал за великим князем, спасавшимся в Костроме. Крещение в 1381 г. вместе с Киприаном
сына Владимира Андреевича и отъезд в следующем году вместе с митрополитом в
Тверь показывают, что Сергий по-прежнему держал сторону главы русской церкви, а
не великого князя. Дмитрий Донской, примирившийся было с Киприаном, вызвавший
его из Киева в Москву в мае 1381
г., уже осенью 1382 г. выслал его обратно. Гнев Дмитрия
Ивановича имеет свое объяснение. Взяв Москву 26 августа 1382 г., Тохтамыш через «не
много дней», примерно в первой декаде сентября, оставил ее. Киприан же,
находившийся в Твери, в Москву все не ехал. Только тогда, когда Дмитрий Донской
послал к нему своих бояр, митрополит собрался в дорогу, выехал из Твери 3
октября и 7 был в Москве. Но когда он еще находился в Твери, тверской князь
Михаил Александрович, в течение многих лет враждовавший с Дмитрием Московским,
отправился в Орду к Тохтамышу, «ища великаго княжениа». Такой шаг едва ли мог быть предпринят
без ведома митрополита. Киприан же, натерпевшийся в 1378 г. от московского
князя, не был против того, чтобы владимирский стол занял тверской князь, к тому
же родственник великих литовских князей, властвовавших над населением западных
епархий Русской митрополии. Задерживаясь в Твери, митрополит,
судя по всему, дожидался там возвращения Михаила Александровича от Тохтамыша,
что и побудило Дмитрия Ивановича вновь выслать его из Москвы и окончательно
порвать с ним всякие отношения. Естественно, великий князь не мог
благоволить людям, близким Киприану. И размолвка Дмитрия Ивановича со своим
духовником продолжалась. Лишь в 1385
г. Дмитрий Донской, переживший не только тяжелую драму захвата
в 1382 г.
Москвы и других русских городов Тохтамышем, но и серьезные неудачи в своей
церковной политике (после безуспешных попыток провести своего кандидата на
митрополию всея Руси великому князю пришлось иметь дело, по сути, с самозванным
главой русской церкви митрополитом Пименом), сумел, наконец, примириться с
постоянством Сергия и вновь приблизил его к себе. 29 июня 1385 г. у Дмитрия Донского
родился сын Петр, «и крести его Сергии игуменъ, преподобный старець». В самом конце 1385 г. Сергий отправился к
рязанскому князю Олегу Ивановичу. Это была дипломатическая миссия, положившая
начало совершенно новому периоду в московско-рязанских отношениях. С 1382 г., когда Олег нарушил
заключенный с Дмитрием Донским договор 1381 г. о союзе против татар и помог Тохтамышу,
отношения Москвы с Рязанью резко обострились. Осенью 1382 г. Дмитрий послал свою
рать на Рязань и сжег ее; Олег, выждав удобный момент, в свою очередь весной 1385 г. захватил и разграбил
отчинный город великого князя Коломну. Но летом 1385 г. тот, «собравъ воя многы»,
отправил их на Рязань. Поход оказался безуспешным. В том же 1385 г. разразился конфликт
с новгородским владыкой Алексеем из-за назначения в Москве епископом в Пермь
Стефана Храпа, что было воспринято новгородцами как попытка отторгнуть от них
Пермь; назревала война с Новгородом. В этих обстоятельствах и отправился
в декабре 1385 г.
Сергий к рязанскому князю Олегу. В жизни троицкого игумена это был единственный
случай, когда ему пришлось исполнять светское дипломатическое поручение. Как правило,
они давались боярам. Сергий справился со своей миссией вполне успешно. В
результате длительных переговоров с Олегом тот «преложи сверЬпьство свое на
кротость» и заключил с великим князем «мир вЬчныи». После этого Рязань уже
никогда не воевала с Москвой. Хотя последующие известия о Сергии
в источниках редки и лапидарны, на их основании можно судить о продолжавшемся
участии его в политических событиях своего времени. В мае 1389 г. он в качестве
духовного отца великого князя Дмитрия Ивановича присутствовал при составлении
его завещания, внесшего существенные изменения в порядок престолонаследия и
раздела между преемниками подвластных московскому великому князю владений.
Сергий был и на похоронах Дмитрия Донского. Его он пережил на три года. За это
время уже нет фактов участия Сергия в общественной жизни. Епифаний
рассказывает о длительной болезни, предчувствии смерти, отказе от игуменства и
поставлении вместо себя Никона. Последнее подтверждается одним документом
Троице-Сергиева монастыря. В IV Пахомиевской редакции Жития сообщается, что
поставление Никона имело место за 6 месяцев до кончины Сергия. Если так, то Никон стал игуменом в
марте 1392 г.,
болезнь же Сергия началась еще раньше. В летописи сохранилось свидетельство о
длительном недомогании Сергия, случившемся еще в 1375 году. Он тяжко захворал
«в великое говЬние» и поправился только «къ Семенову дни», то есть болел с
марта по август. Тот же срок болезни повторился в 1392 году.
|
| |