Пятница, 27.08.2021, 05:51
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Дмитрий Донской ч. 10

Однако совокупность внешних и внутренних причин при­вела к разрушению единства в этом союзе. С одной стороны, Дмитрий Донской был не в состоянии до бесконечности раз­давать своим союзникам за службу земли «в кормление», а других способов экономически заинтересовать князей в ан­тиордынской борьбе под своим стягом он тогда не имел; с другой — удары татар и литовцев отдельным княжествам — участникам коалиции заставили их князей думать не о вели­корусских интересах, а о сохранении своих княжений. Кроме того, внутренние скрытые враги внесли раздор даже в сам дом московских князей.
Разногласия между Владимиром Андреевичем и Дмитри­ем Ивановичем продолжались с 1382 по 1389 г. За год до своей смерти Дмитрий даже заключил новый договор с двою­родным братом, в котором Владимир признает себя уже не «младшим братом» как была раньше, а «сыном» по отношению к Дмитрию. «Младшим братом» серпуховской князь те­перь приходился будущему великому князю Василию Дмит­риевичу. Это было дальновидной мерой со стороны Дмитрия Донского, продиктованной желанием оградить права своего наследника от возможных претензий дяди как на Московское, так и на великое княжение.
Последние политические действия князя Дмитрия, его договоры и завещание проникнуты духом политического предвидения. Это особенно касается его духовной грамоты (второй по счету: первая была составлена князем накануне «розмирия» с Ордой в 1374 г.), которая фактически дала потомкам Дмитрия готовый метод дальнейших действий и обеспечила им необходимую правовую основу. Дмитрий, в отличие от своего отца и деда, значительно увеличил домен своего старшего сына в Московском княжестве, отдав ему ровно половину земель и доходов. Три остальных его сына поделили между собой другую половину. Главное же нов­шество духовной грамоты Донского скрывалось в самой се­редине текста в неприметной, казалось бы, фразе: «А се бла­гословляю сына своего, князя Василья, своею отчиною, великимъ княженьем». Впервые русский князь без согласия Орды «благословил» великим княжением своего наследника. В дальнейшем это право стало основополагающим для кня­зей московского дома.
В отличие от предшественников, Дмитрию пришлось ого­ворить в своей духовной порядок наследования в своей семье. Бегство Василия из Орды и его обручение с литовской княжной Софьей Витовтовной предполагали в дальнейшем значительное усиление влияния пролитовских сил в Москве. Чтобы не допустить этого, Дмитрий Донской специально ого­ворил в своем завещании, что после смерти Василия Дмитри­евича княжение переходит к следующему по старшинству брату, а именно к Юрию. В 1425—1426 гг., после смерти Василия I, именно несоблюдение это пункта духовной Дмит­рия Донского привело к началу так называемой большой феодальной войны в Московском княжестве.
Почти все политическое завещание Дмитрия Ивановича рассчитано на перспективу. В нем в форме юридических ус­тановлений даны готовые решения конкретных политичес­ких проблем,    вторые еще только возникнут спустя годы.
Забота Дмитрия о том, что будет после него, выделяет его духовную грамоту из всех других завещаний московских князей.
Многие положения духовной Дмитрия Донского еще до­лгое время оставались актуальными. Не случайно, по описи архива посольского приказа, сделанной в XVII в., списков духовной грамоты Дмитрия больше, чем списков других до­кументов. Но в истории образ Дмитрия Донского остался не столько как законника и разработчика общественно-полити­ческих идей, сколько как князя-вина, поднявшего свой народ на борьбу с ненавистным игом.
Вера князя в окончательное освобождение Руси от татар­ского гнета также получила свое отражение в его завеща­нии. В нем после подробного перечисления сумм, которые можно собрать с московских владений для ордынской дани, записано: «А переменит Богъ Орду, дети мои не имуть давати выхода в Орду». Эта вера Дмитрия Донского не была лишена оснований и через некоторое время воплотилась в реальность.







 

Copyright historys.ru © 2021