Дмитрий Донской ч. 5Не надеясь больше на поддержку Орды, Михаил Тверской
по окончании срока перемирия вновь обратился за помощью к Ольгерду. Весной 1372 г. состоялся последний
литовский поход на Москву. Дмитрий собрал большое войско и встретил литовцев
под Любутском. После незначительных стычек литовцы, видя превосходство своих
противников в силе, отступили. Ольгерд заключил мир с Дмитрием, скрепленный
женитьбой Владимира Андреевича Серпуховского на дочери литовского князя Елене. К середине 1372 г. сложилось такое положение в русских
землях, что у московского князя не оставалось реальных соперников. Тверской и
рязанский князья недавно испытали на себе силу московского оружия и убедились,
что не обладают достаточной мощью для противостояния ему. С Ольгердом был заключен
мир. Нижегородский Дмитрий, обязанный своим правлением1 Москве, во всем
поддерживал Дмитрия Московского. Новгород Великий всегда ориентировался на
великого Владимирского князя. Смоленские земли также были лояльны к Москве, а
все прочие — попросту подчинены ей. Эпизод с неповиновением Владимира ханскому
ярлыку, спровоцированный Дмитрием, убеждает, что авторитет Москвы в русских
землях встал, если не выше, то по крайней мере вровень с авторитетом Орды. Это
же событие наглядно продемонстрировало изменение в сознании русских князей:
Михаил Тверской при попытке занять великокняжеский стол отказался от татарской
военной помощи. Мамай с недоумением упрекает Михаила в своем послании:
«Княжение есмы тебе дали великое и давали ти есмы рать, и ты не понялъ, реклъ
еси своею силою сести, и ты сяди съ кемъ ти любо». Таковы были плоды умной государственной и церковной
политики митрополита Алексия и взрослеющего Дмитрия Ивановича. Главным же
итогом этой политики стало пробуждение в народе, во-первых, интереса к политической
жизни, а во-вторых, желания большинства людей лично участвовать в изменении
собственной судьбы. Естественно, что главные чаяния были связаны с
освобождением от татарского гнета. Именно эта политическая задача теперь вышла
на поверхность и стала первоочередной. В условиях все углублявшейся феодальной
раздробленности в Орде выполнение такой задачи выглядело вполне реальным. Разрыву с Ордой предшествовала серьезная подготовительная
работа. Сначала Дмитрий за 10 тысяч рублей выкупил из Орды сына тверского
князя. Иван Михайлович был доставлен в Москву и в 1374 г., после заключения
союзного договора с Михаилом Тверским, отправлен к отцу. Примерно в это же
время Дмитрий заключил новый договор со своим братом Владимиром Андреевичем.
Текст этой грамоты в целом повторяет положения их предыдущего договора. Однако
теперь Владимир Андреевич получил от великого князя города Галич и Дмитров.
По-видимому, это было выполнением обязательств Дмитрия в первом договоре:
«Кормити ми тобя по твоей службе». Подобные договоры были заключены и с другими
князьями. Таким образом, Дмитрий собрал большой Великорусский союз для борьбы с
татарами. Главным принципом управления в этом союзе является совет: «А жити
нам, брате, по сеи грамоте. А с татары оже будет нам миръ, по думе. А будет нам
дати выход, по думе же, а будет не дати, по думе же. А пойдут на нас татарове
или на тебе, битися нам и тобе с одинова всемъ противу их. Или мы пойдем на
них, и тобе с нами с одинова пойти на них». Все внимание Дмитрия сосредоточилось на южных рубежах.
В 1374 г.
Владимир Андреевич строит в Серпухове дубовый кремль. А когда Мамай в
наказание за дерзость Олега Рязанского, разбившего на своей территории татарский
отряд, начал грабить и жечь рязанскую землю, Дмитрий со всей силой великого
княжества выступил к Оке. Мамай, опасаясь столкновения с сильным войском, ушел
назад. Тогда же в Нижнем Новгороде горожане перебили татарское посольство. Это
говорит о том, что начало активного противоборства с Ордой вызвало
положительный отклик в народных массах. Дмитрий Иванович перестал выплачивать
дань в Орду и разорвал отношения с Мамаем: «А князю великому Дмитрию
Московьскому бышеть розмирие съ тотары и съ Мамаем». В Переяславле собрался
съезд русских князей для обсуждения вопросов борьбы с Ордой. Начало вооруженного противостояния с татарами вызвало
повышение активности сил, не заинтересованных в освобождении Руси от ига.
Литовский князь Ольгерд после неудачных для него военных походов к Москве,
желая отгородиться от Владимирского княжества не только политически, но и идеологически,
настоятельно затребовал у Константинополя отдельного митрополита для Литвы. При
этом он ссылался на то, что Алексий не выполняет своих обязанностей и не
посещает литовских земель, хотя сам Ольгерд сделал все возможное, чтобы Алексий
никогда не появился в Литве. Патриарх Филофей отправил на Русь с инспекцией
свое доверенное лицо — болгарина Киприана. Киприан был воспитан в исихастской
среде и полностью разделял взгляды Константинополя на устройство русской
митрополии. Он встретился на Руси с митрополитом Алексием, а после этого
отправился в Литву, где подготовил почву для своего поставления в митрополиты
Литовские. Ольгерд отправил в Константинополь еще одно письмо с просьбой
учредить Литовскую митрополию. В противном случае князь угрожал переходом
Литвы в католичество. Филофей посвятил Киприана в митрополиты Литовские и
Русские с условием, что после смерти Алексия Киприан станет митрополитом
Киевским и Всея Руси. Это как нельзя лучше отвечало чаяниям Ольгерда.
|
| |