Пятница, 27.08.2021, 05:51
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Дмитрий Донской ч. 5

Не надеясь больше на поддержку Орды, Михаил Тверской по окончании срока перемирия вновь обратился за помощью к Ольгерду. Весной 1372 г. состоялся последний литовский поход на Москву. Дмитрий собрал большое войско и встре­тил литовцев под Любутском. После незначительных стычек литовцы, видя превосходство своих противников в силе, от­ступили. Ольгерд заключил мир с Дмитрием, скрепленный женитьбой Владимира Андреевича Серпуховского на дочери литовского князя Елене.
К середине 1372 г. сложилось такое положение в русских землях, что у московского князя не оставалось реальных соперников. Тверской и рязанский князья недавно испытали на себе силу московского оружия и убедились, что не обла­дают достаточной мощью для противостояния ему. С Ольгердом был заключен мир. Нижегородский Дмитрий, обя­занный своим правлением1 Москве, во всем поддерживал Дмитрия Московского. Новгород Великий всегда ориентиро­вался на великого Владимирского князя. Смоленские земли также были лояльны к Москве, а все прочие — попросту подчинены ей. Эпизод с неповиновением Владимира ханско­му ярлыку, спровоцированный Дмитрием, убеждает, что ав­торитет Москвы в русских землях встал, если не выше, то по крайней мере вровень с авторитетом Орды. Это же событие наглядно продемонстрировало изменение в сознании рус­ских князей: Михаил Тверской при попытке занять велико­княжеский стол отказался от татарской военной помощи. Мамай с недоумением упрекает Михаила в своем послании: «Княжение есмы тебе дали великое и давали ти есмы рать, и ты не понялъ, реклъ еси своею силою сести, и ты сяди съ кемъ ти любо».
Таковы были плоды умной государственной и церковной политики митрополита Алексия и взрослеющего Дмитрия Ивановича. Главным же итогом этой политики стало про­буждение в народе, во-первых, интереса к политической жизни, а во-вторых, желания большинства людей лично участвовать в изменении собственной судьбы. Естественно, что главные чаяния были связаны с освобождением от та­тарского гнета. Именно эта политическая задача теперь вы­шла на поверхность и стала первоочередной. В условиях все углублявшейся феодальной раздробленности в Орде выпол­нение такой задачи выглядело вполне реальным.
Разрыву с Ордой предшествовала серьезная подготови­тельная работа. Сначала Дмитрий за 10 тысяч рублей выку­пил из Орды сына тверского князя. Иван Михайлович был доставлен в Москву и в 1374 г., после заключения союзного договора с Михаилом Тверским, отправлен к отцу. Примерно в это же время Дмитрий заключил новый договор со своим братом Владимиром Андреевичем. Текст этой грамоты в це­лом повторяет положения их предыдущего договора. Однако теперь Владимир Андреевич получил от великого князя горо­да Галич и Дмитров. По-видимому, это было выполнением обязательств Дмитрия в первом договоре: «Кормити ми тобя по твоей службе». Подобные договоры были заключены и с другими князьями. Таким образом, Дмитрий собрал большой Великорусский союз для борьбы с татарами. Главным прин­ципом управления в этом союзе является совет: «А жити нам, брате, по сеи грамоте. А с татары оже будет нам миръ, по думе. А будет нам дати выход, по думе же, а будет не дати, по думе же. А пойдут на нас татарове или на тебе, битися нам и тобе с одинова всемъ противу их. Или мы пойдем на них, и тобе с нами с одинова пойти на них».
Все внимание Дмитрия сосредоточилось на южных рубе­жах. В 1374 г. Владимир Андреевич строит в Серпухове дубо­вый кремль. А когда Мамай в наказание за дерзость Олега Рязанского, разбившего на своей территории татарский от­ряд, начал грабить и жечь рязанскую землю, Дмитрий со всей силой великого княжества выступил к Оке. Мамай, опа­саясь столкновения с сильным войском, ушел назад. Тогда же в Нижнем Новгороде горожане перебили татарское посольст­во. Это говорит о том, что начало активного противоборства с Ордой вызвало положительный отклик в народных массах. Дмитрий Иванович перестал выплачивать дань в Орду и ра­зорвал отношения с Мамаем: «А князю великому Дмитрию Московьскому бышеть розмирие съ тотары и съ Мамаем». В Переяславле собрался съезд русских князей для обсуждения вопросов борьбы с Ордой.
Начало вооруженного противостояния с татарами вызвало повышение активности сил, не заинтересованных в освобож­дении Руси от ига. Литовский князь Ольгерд после неудач­ных для него военных походов к Москве, желая отгородиться от Владимирского княжества не только политически, но и идеологически, настоятельно затребовал у Константинополя отдельного митрополита для Литвы. При этом он ссылался на то, что Алексий не выполняет своих обязанностей и не посещает литовских земель, хотя сам Ольгерд сделал все возможное, чтобы Алексий никогда не появился в Литве. Патриарх Филофей отправил на Русь с инспекцией свое дове­ренное лицо — болгарина Киприана. Киприан был воспитан в исихастской среде и полностью разделял взгляды Константи­нополя на устройство русской митрополии. Он встретился на Руси с митрополитом Алексием, а после этого отправился в Литву, где подготовил почву для своего поставления в митро­политы Литовские. Ольгерд отправил в Константинополь еще одно письмо с просьбой учредить Литовскую митропо­лию. В противном случае князь угрожал переходом Литвы в католичество. Филофей посвятил Киприана в митрополиты Литовские и Русские с условием, что после смерти Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и Всея Руси. Это как нельзя лучше отвечало чаяниям Ольгерда.







 

Copyright historys.ru © 2021-2024