Максим Грек ч. 10Вопрос о владении монастырскими имениями, занимавший
умы еще прежде Максима, разработан им в сочинении об иноческом жительстве, в форме
разговоров между любостяжательным (Филоктимоном) и нестяжательным (Актионом).
Здесь Максим привел доказательства как в защиту права монастырей владеть
имениями, так и против этого права. Нестяжательный, которого доказательства
представляются сильнее доказательств противника, главным образом, напирает на
то, что монахи, владея населенными имениями, обременяют крестьян тяжелыми
работами, дают деньги в рост и потом расхищают имение должников, продают и
доводят до последней нищеты, тогда как иноки, по своему званию, вступая в
монастырь, отрекаются от всякого имущества и стяжания. Сочинение Максима имеет
почти тот же смысл, как и обличение Вассиана, касающееся того же самого
предмета, но написано с меньшею резкостью.
Как ни уважал Максим монашеское житье, если оно было
согласно своему идеалу, но порицал тех, которые пренебрегали семейною жизнью,
думая, что только в монашеском чине можно получить спасение. В числе сочинений
Максима есть одно «Слово», обращенное «к хотящим оставлять жену свою без вины
законныя и идти в иноческое житие». Оно замечательно не только потому, что
Максим считал возможным угодить Богу и получить спасение в мире с женою и
детьми, но и потому, что самому иноческому житию давал высший внутренний смысл.
«Если кто из вас, — говорит он, — задумает
предаться иноческому житию, то пусть прежде испытает себя в мирском житии:
может ли он быть добродетельным и жить праведно со страхом Божиим и истиною; и
если может, то, не разлучаясь со своею женою, пусть благодарит Бога и пребывает
в исправлении добрых дел. Пусть он знает, что иноческое житие, которого он
желает, есть не что иное, как прилежное исполнение евангельских заповедей… Тот,
кто исполняет заповеди Христа с желанием угодить Богу, а не людям, тот у Него назовется
настоящий инок; христианское благоверие состоит не в изменении одежды, не в
воздержании от пищи, а в воздержании от всякой злобы и душетлительных страстей
плоти и духа».
По отношению к посту Максим Грек произносит такое
суждение: «Истинный пост, приятный Богу, состоит в воздержании от
душетлительных страстей, а одно воздержание от пищи не только не приносит
пользы, но еще более меня осуждает и уподобляет бесам… Не достойно ли слез, что
некоторые обрекаются не есть мяса в понедельник ради большого спасения, а на
винопитии сидят целый день, и только ищут: где братчина или пирование,
упиваются допьяна и бесчинствуют; лучше бы им отрекаться от всякого пития,
потому что лишнее винопитие причина всякому злу; от мясоедения ничего такого не
бывает. Всякое создание Божие добро, и ничто не отвергается, принимаемое с благодарением.
Самое сильное слово в этом роде написано было Максимом
уже после его заточения, по поводу происшедшего в это время пожара в Твери.
Тверской епископ Акакий представляется беседующим с самим Христом.
|
| |