Иван Калита ч. 13Классик российского летописания С. М. Соловьев в
своих сочинениях повторил то, что было сказано о великом князе Иване Калите в
далекую старину — что он «избавил Русскую землю от татей». Добрые слова о законодательной деятельности
московского князя сказал и другой видный историк России В. О. Ключевский: став
великим князем Владимирским, Иван Данилович «первый начал выводить русское
население из того уныния и оцепенения, в какое повергли его внешние несчастия.
Образцовый устроитель своего удела, умевший водворить в нем общественную
безопасность и тишину, московский князь, получив звание великого, дал почувствовать
выгоды своей политики и другим частям Северо-Восточной Руси. Этим он
подготовил себе широкую популярность, то есть почву для дальнейших успехов». В чертах характера Ивана Калиты одной из самых
значимых видится любовь к московскому купечеству. Ему нравились смекалка
купцов, их деловитость и расчетливость, готовность к риску в торговых операциях.
А главное — они исправно пополняли великокняжескую казну. Более того, в
нередкие времена безденежья купцы Москвы всегда своевременно выручали
правителя. Но справедливости ради следует сказать, что и купечество
облагалось тяжелыми налогами и правежами за долги. Иван Данилович много
занимался развитием налоговой системы в своем княжестве, ибо это был основной
источник его личных доходов. Но факт остается фактом: московская торговля уверенно
шла в гору, и с ней соперничать теперь могли разве только новгородские купцы,
державшие под собой все северные торговые пути. Экономическое, хозяйственное возрождение Русской
земли связывалось с одним из великий деяний Ивана Калиты — с тем, что именно он
получил у хана Золотой Орды право собирать дань в его казну. Это общепризнанная
исследователями заслуга московского князя перед современниками. Историк В. О. Ключевский писал: «Татары по завоевании
Руси на первых порах сами собирали наложенную ими на Русь дань — ордынский
выход, для чего в первые 35 лет ига три раза производили через присылаемых из
Орды численников поголовную, за исключением духовенства, перепись народа, число;
но потом ханы стали поручать сбор выхода великому князю Владимирскому. Такое
поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех, князей и
доставлять ее в Орду получил и Иван Данилович, когда стал великим князем Владимирским.
Это полномочие послужило в руках великого князя могучим орудием политического
объединения удельной Руси». С именем Ивана Калиты связано введение новой торговой
пошлины — «тамги». Она равнялась определенной части проданного и купленного
товара. Тамга дополнила старую русскую торговую пошлину — «осьмичное», равное
восьмой части цены товара. Появилась и еще одна торговая пошлина — «мыт». Она
взималась при пересечении купеческим обозом границы княжества, уезда или
города. Немалые доходы в великокняжескую казну вносили
подмосковные «вари», где из собранного бортниками меда диких п4ёл варилась
хмельная медовуха. Торговля хмельным «медом» стала прибыльным делом, поскольку
в то далекое время люди от безысходности пили много. Хотя в своей политике великий князь Иван Данилович
всячески стремился избегать всевозможных военных конфликтов на Русской земле,
избежать некоторых из них он просто не мог. В конце 1328 года хан Узбек
потребовал от русских князей схватить и доставить в Сарай беглого мятежного князя
Александра Тверского, который укрывался на северных землях — новгородских и
псковских. А Новгород золотоордынским ханом был отдан в княжение московскому
князю. Беглец в то время находился в Пскове, который дал ему
укрытие и защиту. О добровольной выдаче псковичами князя Александра Тверского
не могло быть и речи. Великому князю пришлось садиться на коня и отправляться в
Псковский поход во главе московского войска. Вместе в ним повели свои дружины
тверские князья Константин и Василий Михайловичи, князь Александр Васильевич
Суздальский, правители других уделов. Когда союзное войско подошло к Новгороду, великий
князь отправил в Псков к Александру Тверскому ближнего московского боярина
Луку Протась-ева. Беглый тверской князь согласился было поехать на ханский суд
в Орду, но псковичи отговорили его, сказав ему: «Мы все главы своя положим за
тебя». Вольный город Псков решил защищаться от великокняжеской
рати. Тогда Иван Калита обратился за помощью к новому
митрополиту Феогносту, греку из Морей, присланному на Русь константинопольским
патриархом, Феогност согласился послать Александру Тверскому грамоту с повелением
отправиться на суд хана Узбека. В противном случае князю-беглецу грозили отлучением
от церкви. Такая небывалая кара смутила даже вольных псковичей. Александр Тверской, оставив в Пскове жену и ближних
людей, добровольно отправился в Сарай. Новгород и Псков заключили между собой
«вечный мир». Великий князь распустил собранное для похода на Псков войско
князей и возвратился в Москву. Волю хана он исполнил. Стремление к возвеличиванию своего стольного града
постоянно побуждало московского князя к осуществлению различных
градостроительных проектов. Прежде всего — к храмовому строительству. Великий
князь Владимирский относился к числу тех мудрых государственников Руси, которые
видели в Русской Православной Церкви надежнейшую опору своего удельного самодержавия.
Иван Калита смотрел гораздо дальше современников — с православием он связывал
будущее единение Русской земли.
|
| |