Архиепископ Геннадий ч. 21Ты говоришь, что катанский епископ Лев связал
епитрахилью волхва Лиодора и сжег при греческом царе. Зачем же, господин Иосиф,
не испытаешь своей святости: свяжи архимандрита Кассиана своею мантиею, чтобы
он сгорел, а ты бы его в пламени держал, а мы тебя извлечем из пламени, как
единого от трех отроков!.. Петр апостол спрашивал Господа: можно ли прощать
своего согрешившего брата семь раз на день? А Господь сказал: не только семь,
но семью семьдесят раз прости его. Вот каково милосердие Божие!»
Несмотря на этот протест, настойчивость Иосифа и
государева духовника Митрофана взяла верх. Иван Васильевич, долго колебавшись,
в декабре 1504 года созвал собор и предал на его решение дело об ереси. Собор
обвинил и предал проклятию нескольких уличенных еретиков. Иосиф настаивал,
чтобы не обращали внимания на их раскаяние, потому что оно вынужденное, и требовал
самой жестокой казни над наиболее виновными.
Иван Васильевич не мог уже, если бы даже хотел, спасти
их против воли всего собора, уступившего во всем убеждениям Иосифа. Дьяк Волк
Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены в клетках 28 декабря в
Москве. Некрасу Рукавому отрезали язык и отправили в Новгород: там сожгли
Рукавого, архимандрита Кассьяна, его брата и с ними многих других еретиков.
Менее виновных отправили в заточение в тюрьмы, а еще менее виновных в монастыри.
Но Иосиф вообще не одобрял отправления еретиков в
монастыри. «Этим ты, государь, — говорил он, — творишь мирянам
пользу, а инокам погибель». Впоследствии, когда в его монастырь прислан был
еретик Семен Кленов, он роптал на это и доказывал, что не следует предавать
покаянию еретиков, а надлежит их казнить. Спор с последователями Нила Сорского
об обращении с еретиками продолжался долго после, даже и по смерти Иосифа, у
его последователей, носивших на Руси название «Осифлян».
После казни, совершенной над еретиками в 1504 году, все
они, как и их соумышленники и последователи, преданы были церковному проклятию.
Спустя почти два столетия, в неделю православия предавались анафеме имена: Кассиана,
Курицына, Рукавого, Коноплева и Максимова со «всеми их поборниками и
соумышленниками».
Со времени казней, совершенных в последнее время
царствования Ивана, в официальных памятниках не упоминается более о жидовствующей
ереси. Но она не была истреблена совершенно и продолжала существовать в народе
из поколения в поколение, в ряду других уклонений от господствующей церкви: это
ясно из того, что до сих пор существует в русском народе жидовствующая ересь,
которой последователи признают себя преемниками новгородских еретиков.
|
| |