Архиепископ Геннадий ч. 9Это заставило Геннадия усиленно добиваться от великого
князя и митрополита приказания преследовать еретиков. Геннадий хлопотал через
епископов, находившихся в Москве. Он писал сначала к сарскому (сарайскому) епископу
(носившему этот титул и жившему постоянно в Москве на Крутицах), а потом к
епископам суздальскому и пермскому; указывал, что в Москве послабляют еретикам,
а между тем в Новгороде они становятся отважнее и ругаются над святынею:
привязывают к воронам и воронам деревянные и медные крестики: «вороны и вороны
садятся на стерво и на кал и крестом по нем волочат».
Настойчивость Геннадия привела, наконец, к тому, что
великий князь приказал созвать собор, и на соборе постановили троих обвиненных
предать торговой казни в Москве, а потом послать к Геннадию на покаяние; если
же они не покаются, то отослать их к наместникам великого князя в Новгород для
«градской» казни.
Кроме того, Геннадию поручалось делать дальнейший
обыск, и тех, которые окажутся виновными, предавать наместникам для «градской»
казни. Такому же обыску подлежал и дьяк Гридя. Соображаясь с этим решением
собора, Геннадий продолжал обыск (следствие) и хватал подозрительных. Те,
которые приносили покаяние и сами на себя писали признание, подвергаемы были церковной
эпитимии; Геннадий оставил их на свободе, запретивши им только ходить в
церковь, а нераскаявшихся и продолжавших хвалить жидовскую веру отсылал к
наместникам для предания их торговой казни.
Но все те, которые принесли пред ним притворное
покаяние, бежали потом в Москву и там не только жили на свободе, но и
распространяли ересь. Духовные лица, которых Геннадий уже считал несомненно
еретиками, совершали в Москве богослужение; поп Денис, взятый Иваном в Москву
вместе с Алексием, дошел до крайней дерзости, и если верить известию,
сообщаемому Геннадием, во время богослужения плясал за престолом и ругался над
крестом. Сильно возмущала Геннадия безнаказанность еретиков, да и последние
более всего ненавидели новгородского владыку.
Но особенным врагом Геннадия был чернец Захар. Был он
прежде на новгородской земле в монастыре, называемом Немчинов. Однажды явились
к Геннадию чернецы этого монастыря и донесли ему, что чернец Захар сманил их к
себе в монастырь от князя Феодора Бельского, у которого они служили в детях
боярских, и вот уже три гола не допускает их до святого причащения, да и сам не
причащается. Геннадий призвал к себе Захара и спрашивал: точно ли правда то,
что говорят чернецы. «Грешен есмь, владыка», — сказал Захар. Геннадий стал
его укорять и наставлять, а Захар сказал: «Да у кого причащаться-то? Ведь все
попы, и владыки, и митрополиты по мзде поставлены!» «Как! И митрополит?» —
спросил Геннадий.
Захар отвечал: «Прежде митрополиты ходили в Цареград к
патриарху за посвящением и патриарху деньги давали, а теперь митрополиты дают
боярам тайно посулы: и владыки митрополиту дают деньги». Геннадий за такие
отзывы признал Захара стригольником и сослал его в пустынь на Горнечно, но
вскоре после того он получил от великого князя грамоту о том, чтобы наказать
Захара и отпустить в его монастырь.
|
| |