Пятница, 27.08.2021, 05:51
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Дмитрий Донской ч. 7

После смерти митрополита Митяй стал его местоблюсти­телем. Естественно, что такой шаг не мог встретить поддерж­ки со стороны патриарха. И действительно, как только весть о смерти Алексия дошла до Киева, находившийся там Кипри­ан выехал со свитой в Москву на митрополию. Однако Дмит­рий Московский не собирался пускать его в свою столицу. Московский боярин Никифор с дружиной настиг Киприана у самого города и препроводил в темницу, а через несколько дней митрополит «Всея Руси» со свитой, одетой в лохмотья, был выставлен к литовской границе.
Возмущенный Киприан написал послание Сергию Радо­нежскому и Федору Симоновскому, в котором описал все надругательства над ним в Москве и привел несколько пра­вил Вселенских соборов, доказывающих неправомочность действий князя и Митяя. В этом послании Киприана обнару­живается и ядро противоречий между ним и великим кня­зем: «Аще который епископ мирьскых князий помощию свя­тительство приобрящеть, да извержен и отлучен будеть и способници ему вси». Киприан, вспоминая оскорбления, на­несенные ему в Москве, с ужасом и недоумением писал, что «патриарха литвином называли!». Это говорит лишь о том, что Дмитрий прекрасно понимал, какие конкретно силы сто­ят за спиной яростного борца за идею митрополии «Всея Руси». Позже московские князья вновь вернутся к этому лозунгу и под ним завершат объединение русских земель, но в конце XIV в. идея «Всея Руси», априорно провозглашая патриотический принцип, реально работала против Велико­русского союза и в интересах Литвы и Орды.
Изгнанный из Москвы, Киприан не собирался мириться с таким положением дел. В послании игуменам болгарин пря­мо заявил: «Аще брат мои преставилъся, аз есмь святитель на его место. Моя есть митрополия».
Активность Киприана заставила Дмитрия сосредоточить свое внимание на церковных делах. Князь заручился под­держкой неожиданно пришедшего к власти в патриархии противника исихастов Макария и велел собрать в Москве епископский собор для избрания Митяя епископом и канди­датом в митрополиты. Одним из приглашенных епископов был Дионисий Суздальский. Он резко выступил против Ми­тяя и твердо решил отправиться в Константинополь, чтобы помешать его поставлению. Дмитрий Иванович заключил Дионисия в темницу и быстро собрал Митяя в дорогу. С кандидатом поехали несколько архимандритов, множество попов, дьяконов, митрополичие и великокняжеские бояре, переводчики и митрополичья казна. Кроме того, князь дал Митяю «хоратию на запасы.., аще будеть оскудение, или какова нужа, и надобе занята или тысуща сребра или колико, то се вы буди кабала моя и съ печатию». Главное же пожелание московского князя состояло в том, чтобы Митяй получил поставление в митрополиты «Московские и Вели­кой Руси». Церковное обосболение от Литвы, на которое собирался пойти Дмитрий, было очень плодотворной поли­тической идеей. Кроме того, при воплощении своего замысла московский князь постарался создать прецедент, когда Кон­стантинопольский патриарх лишь утверждает выбранного на Руси кандидата.
Митяй отбыл через Рязань в- Орду, где получил от Мамая ярлык русской церкви, подтверждающий ее свободы, а затем морем отплыл в Константинополь. Тем временем Сергий Ра­донежский дал князю поручительство за Дионисия Суздаль­ского в том, что тот не будет препятствовать Митяю. Диони­сий, выйдя на свободу, пренебрег поручительством Сергия и отправился в Византию. Там на какое-то время его следы теряются.
Отсутствие известий о Дионисии отчасти объясняется тем, что его оппонент Митяй неожиданно умер перед самым своим приплытием в Константинополь. Есть все основания полагать, что Митяй был отравлен. Свита кандидата в митро­политы после жарких споров решила добиваться поставления по подложным документам переяславского архимандри­та Пимена. Для того чтобы заплатить необходимые взятки, воспользовались кабальной грамотой Дмитрия Ивановича и заняли деньги в рост в генуэзцев. Почти через год, когда чиновники Константинопольской патриархии вытянули из русского посольства все имеющиеся деньги, Пимен был по­священ в сан митрополита Киевского и Всея Руси.
Русское посольство пробыло в Константинополе до конца 1380 г. и не застало решающих событий русско-татарской войны. В момент ключевых испытаний на Руси не было главы церкви. Очень показательно, что все претенденты на русскую митрополию по разным причинам находились вне пределов Руси.
Русско-татарское противостояние продолжалось своим чередом. Мамай, узнав о поражении своих войск на Воже и не имея возможности собрать достаточно войск для серьез­ного карательного похода на Москву, продолжил тактику нападений на русские окраины. В том же 1378 г. он прошел по рязанской земле и сжег Переяславль Рязанский. Это было своеобразным уроком рязанцам за участие их полков в Вож-ской битве. Уже с начала 1379 г. Мамай начал готовить войско для похода на Русь, но в этом году поход не состоялся из-за большого падения скота в Орде, и в первую очередь лошадей. Летом 1380 г. татарский правитель посчитал, что накопил достаточно сил для окончательного подчинения строптивого вассала. Начался поход на Русь.
Великорусский союз княжеств к этому моменту, в основ­ном из-за происков внешних врагов, был уже значительно ослаблен. После нескольких татарских нападений на земли Рязанского и Нижегородского княжеств, а также после ли­товского разорения смоленских земель их князья не присла­ли свои полки Дмитрию Ивановичу для нового похода про­тив татар. Мамай тем временем, наоборот, заключил союз­ный договор с литовским князем Ягайло. Накануне решаю­щего столкновения ордынская дипломатия попыталась внес­ти разлад и в отношения между Дмитрием Ивановичем и Владимиром Андреевичем. Совсем не случайно в 1379 г. близ Серпухова был перехвачен Иван Вельяминов. Тогда такая попытка закончилась неудачей. Владимир Серпуховской вы дал Вельяминова Дмитрию, а последний велел казнить мя­тежника. Видимо, в лице Владимира Андреевича татары и Литва видели слабое звено Великорусского союза и попытки воздействия на него не прекращались вплоть до самой смерти Дмитрия Московского.








 

Copyright historys.ru © 2021