|
Архиепископ Геннадий ч. 2
Митрополит испугался, не допустил до созвания собора и
уступил во всем великому князю. Иван Васильевич, однако, не простил митрополиту
попытки к ослушанию своей воле и в следующем 1479 году нашел повод придраться к
нему. Было освящение Успенской соборной церкви. Митрополит ходил вокруг церкви
против солнца, от запада к востоку. Тогда великий князь, по чьему-то наущению,
заявил, что следует ходить крестным ходом от востока к западу, как тогда
называлось «посолонь», (т.е. по солнцу).
Таким образом, был брошен вопрос, который сильно занял
духовенство и некоторых мирян. Книжники принялись отыскивать правду по книгам.
В это время великий князь призвал участвовать в возникшем споре архимандрита
Геннадия, который, как видно, и тогда был уже известен своею ученостью. Ответ,
данный им вместе с ростовским епископом Вассианом, хотя как будто и склонялся
на сторону митрополита, но был до крайности темен и уклончив.
Видно было, что Геннадий не хотел раздражать ни ту, ни
другую из споривших сторон; быть может, он рассчитывал, что вопрос этот сам
собою забудется. Действительно, в продолжение трех лет спор не возобновлялся,
но в 1482 году великий князь опять поднял его и требовал, чтобы вперед при
освящении церквей митрополит ходил «посолонь». Митрополит упорствовал. Великий
князь, желая поставить на своем, не давал ему освящать новопостроенных храмов.
Тогда Геронтий оставил в Успенском соборе свой посох,
забравши, однако, с собой ризницу, и уехал в Симонов монастырь, думая наказать
великого князя тем, что церковь останется без главного правителя. Геронтий
говорил, что не вернется на свою кафедру до тех пор, пока сам князь не станет
бить ему челом. Все иноки, священники и книжники миряне стояли за митрополита;
только двое духовных были против всех за великого князя: ростовский владыка
князь Иоасаф (преемник Вассиана) и наш Геннадий.
Видно, они рассчитывали, что если сторона митрополита
и возьмет верх, то все-таки они найдут себе сильного покровителя в великом
князе на будущее время. Иван Васильевич умел всегда уступать вовремя и на этот
раз сообразил, что невозможно идти против всего тогдашнего книжного мира.
Сперва послал он своего сына просить митрополита возвратиться.
Митрополит отказал. Тогда Иван вынужден был сам ехать
к митрополиту, просил его вернуться и предоставлял ему совершать крестные ходы
по своей воле. Состязание между духовной и светской властями окончилось, таким
образом, к торжеству первой. Митрополит, однако, озлобился на Геннадия за то,
что последний осмелился заявить себя против него; митрополит искал случая
отомстить ему, архимандриту, и нашел предлог в том, что Геннадий, в канун
Богоявления, случившийся в воскресный день, дозволил своей братии пить
богоявленскую воду после трапезы.
Митрополит приказал представить Геннадия к себе.
Геннадий, опасаясь гнева митрополита, бежал к великому князю. Митрополит сам
отправился к великому князю, требовал выдачи архимандрита. Великий князь и на
этот раз уступил митрополиту. Геронтий поступил с Геннадием со всею
жестокостью, обычною в то время: чудовского архимандрита заковали и посадили в
ледник под палатою; великий князь заступился за Геннадия настолько, что просил
пощадить его и не делать с ним ничего хуже, и митрополит отпустил заключенного,
удовольствовавшись тем, что сталось так, как он хотел.
|
|