Архиепископ Геннадий ч. 15Такие рассуждения направлены были против доносчиков и
соглядатаев; хотя и не отымалось у верховной мирской власти право судить
еретиков, но отымалась возможность их отыскивать и предавать светскому суду,
если они сами будут осторожны. Против таких-то мнений вооружались в то время
строгие ревнители православия, и главным из них был неутомимый Геннадий. Он,
напротив, доказывал, что не только следует всеми возможными средствами
отыскивать еретиков, но даже не верить их покаянию, когда оно приносится
поневоле обличенными в ереси.
Геннадий требовал, чтобы их жгли и вешали. Тогда
вопрос о том, как относиться к еретикам, занимал умы. Геннадий придавал ему
огромную важность и для противодействия своим противникам нашел себе
деятельного и энергического товарища в игумене волоколамского монастыря Иосифе.
Он был сын землевладельца близ Волоколамска, по прозвищу Санина, и происходил
из крайне благочестивой семьи. Его дед и бабка, отец и мать окончили жизнь в
монашестве.
Его все братья были монахами, а двое из них
епископами. Сам Иосиф в молодости постригся в Боровском монастыре у знаменитого
и уважаемого за свою святую жизнь игумена Пафнутия, а впоследствии, еще при
жизни последнего, сделался его преемником. Он хотел ввести в монастыре чрезвычайную
строгость, но вооружил против себя всю братию, и потому удалился из Боровска,
скитался около года по разным монастырям, наконец, основал собственный
монастырь на своей родине, близ Волоколамска. Великий князь лично знал его и
уважал за строгое постничество и необыкновенную по тому времени ученость. С
Иосифом сошелся Геннадий, знакомый с ним еще прежде и пожертвовавший в
волоколамский монастырь свое село Мечевское.
Зосима недолго мог скрываться. Ревнители благочестия
скоро разгадали его, соблазнились его поведением, его двусмысленными выходками,
о которых слух расходился в народе, и стали обличать его. Митрополит, прежде
проповедовавший милость ко всем, теперь сам стал жаловаться великому князю на
своих врагов, и великий князь подверг некоторых заточению; но в 1493 году смело
и решительно поднялся против Зосимы Иосиф Волоцкий, написавший в самых резких
выражениях послание к суздальскому епископу Нифонту, призывая его со всеми
товарищами, русскими иерархами, стать за православную веру против отступника
митрополита.
«В великой церкви Пречистой Богородицы, на престоле
Св. Петра и Алексия, — писал он, — сидит скверный, злобесный волк в
пастырской одежде, Иуда Предатель, бесам причастник, злодей, какого не было
между древними еретиками и отступниками». Затем, изобразивши развратное
поведение митрополита и упомянувши о соблазнительных речах, которые он
произносил в кругу приближенных, Иосиф убеждал всех русских иерархов свергнуть
отступника и спасти церковь. «Если не искоренится этот второй Иуда, —
писал он, — то мало-помалу отступничество утвердится и овладеет всеми
людьми. Как ученик учителя, как раб государя, молю тебя: поучай все православное
христианство, чтоб не приходили к этому скверному отступнику за благословением,
не ели и не пили с ним».
|
| |