Даниил Московский ч. 8Такие отношения вполне могли
способствовать составлению благожелательного для Даниила завещательного
распоряжения переяславского князя. Однако волеизъявление Ивана Дмитриевича
нарушало права великого князя владимирского на выморочное княжество. Между
Даниилом и Андреем Александровичем назревал новый серьезный конфликт. Видимо,
не надеясь на собственные силы и успешную реализацию своих прав, осенью 1302 г. великий князь Андрей
в очередной раз отправился в Орду. После его отъезда Даниил Московский
действовал решительно и быстро. По свидетельству Лаврентьевской
летописи, «того же льта на зиму Данило князь Олександровичъ сьде в Переяславли»,
а согласно Симеоновской, — «сьде Данило княжити на Переяславли, а намьстници князя
великаго Андрьевы збьжали». Речь шла не о присоединении Переяславского княжества
к Москве, как это часто трактуется в научной и учебной литературе, а о переходе
этого княжества под власть князей из московской династии. Недаром в последующие годы мы видим
на переяславском столе старшего сына Даниила, Юрия, а затем, когда Юрий стал
московским князем, второго сына Даниила, Ивана Калиту. Овладение переяславским
столом было большим успехом политики Даниила Московского, но успехом последним.
Во вторник 5 марта 1303 г.
первый московский князь скончался «на Москвь в своей отчинъ, в черньцьх и в
скимь». О месте его захоронения существуют две версии. Одна из них восходит к
сгоревшей в 1812 г.
в занятой французами Москве пергаментной Троицкой Летописи. В свое время эту летопись видел Н.
М. Карамзин, который сделал из нее выписку о смерти Даниила Александровича. Эта
выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвь».
Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи,
Архангельский собор в московском Кремле. Другая версия изложена в уже
упоминавшейся выше Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен
на братском кладбище Данилова монастыря. Из двух противоречащих друг другу
указаний источников предпочтение следует отдать свидетельству Троицкой летописи
как более древнему. Троицкая летопись была составлена, а возможно, даже и
переписана в первой четверти XV в., тогда как Степенная книга — памятник эпохи
Ивана Грозного. Но говорить приходится лишь о
большем правдоподобии уточнения Троицкой летописи, поскольку в ее источнике —
летописи типа Лаврентьевской, как можно судить по последней, место погребения
князя Даниила не называлось. Поэтому возможно, что приведенное
свидетельство Троицкой летописи является пояснением редакторов XV в., когда
уже существовала прочная традиция захоронения московских великих князей и их
ближайших родичей в кремлевском Архангельском соборе и казалось более чем
естественным погребение там и родоначальника династии этих князей. Сам характер сохранившихся до
нашего времени источников позволяет обрисовать только военную и дипломатическую
деятельность первого московского князя. О личной, семейной жизни Даниила, о
его гражданских акциях данных нет. Единственное исключение — основание
московского Данилова монастыря. Современные князю Даниилу источники об этом
факте его биографии ничего не говорят. Он известен из рассказов более позднего
времени, не отличающихся большой определенностью. Это обстоятельство заставляло
многих писавших об основанном Даниилом Александровичем монастыре называть самые
разные даты его строительства. В конце XVIII в. полагали, что первый московский
князь основал свой монастырь «около 13 столетия». Эту же дату привел и известный
историк Русской Церкви Амвросий, но в другой части своего труда назвал еще одну
— 1272 г.
Автор «Списков иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви» П. М.
Строев считал, что Данилов монастырь был основан в начале XIV в., а по мнению
составителя наиболее авторитетного справочника по истории русских монастырей
В. В. Зверинского, — во второй половине XIII в. Дионисий в одном месте своей
специальной работы, посвященной московскому Данилову монастырю, почему-то
остановился на дате «не позднее 1282
г.», а в другом — «не ранее 1272 г., но и едва ли позднее
1282 г.».
Уже само число вариантов дат показывает, что все они лишены серьезного
обоснования. Тем не менее многие из них
фигурируют в путеводителях по Москве, включая и новейшие, что создает изрядную
путаницу в представлениях о времени строительства Данилова монастыря. Для
того, чтобы определить последнее, необходимо обратиться не к литературе о
Даниловом монастыре, а к первоисточникам, где фигурирует этот монастырь. Нужно сказать, что и в тех
памятниках письменности, которые были созданы уже после смерти Даниила
Александровича, московский Данилов монастырь упоминается довольно редко.
Относительно подробный рассказ о нем содержит Степенная книга. Из него можно узнать, что в XIV—XV
вв. монастырь оскудел, а затем и исчез, «яко ни следу монастыря познаватися»,
осталась только церковь Даниил Столпника да рядом с ней сельцо Даниловское.
Лишь при Иване Грозном монастырь был возобновлен. Начало же монастыря описано в
Степенной книге по более ранним летописным сводам, о чем свидетельствует
прямая ссылка: «яко же пишетъ въ льтописаниихъ».
|
| |