Архиепископ Геннадий ч. 8Для последователей иудейства не нужно было ссылаться
на Павла, так как он им ни в каком отношении не мог быть авторитетом. Ясно, что
Иосиф Волоцкий, ратуя против жидовствующих, поражал вместе с ними и другие существовавшие
в его время еретические мнения. Согласно с этим и Геннадий жаловался, что в
Новгороде, кроме «мудрствующих по-жидовски», есть еретики, держащие ереси
маркианскую (отвергающую Троицу), мессальянскую, саддукейскую (отвергающую будущую
жизнь) и др. Для ревнителя православия все эти ереси равным образом были
ненавистны и достойны истребления.
Ознакомившись со своею епархиею, и заметивши, что в
ней гнездятся ереси, Геннадий деятельно принялся их отыскивать. Нелегко ему это
было. Еретики вели себя хитро и распространяли свои лжеучения, пользуясь благоприятными
обстоятельствами, а перед людьми, твердыми в православии, казались сами не
только православными, но и свирепыми врагами ересей и щедро рассыпали на них
проклятия; клясться и уверять в своем православии у них не считалось грехом.
Зато при всяком случае они совращали слабого и
потакали разным порокам, чтобы привлекать к себе. Главною целью их было
проводить на священнические места своих единомышленников, и это удавалось им.
Не только в городах, но и в селах были на священнослужительских местах заклятые
еретики, и они завлекали мирян, несведущих в делах веры, прельщали их ласковым
обращением и делали им всякого рода послабления, чтобы привлечь к себе. Согрешит
ли кто и придет каяться, — такой поп прощает грешника, не стращает его
вечными муками; напротив, иной успокаивал встревоженную совесть кающегося тем,
что на том свете ничего не будет.
Еретики выказывали себя глубокими книжниками и
мудрецами; они хвалились, что у них есть такие священные книги, которые, при
всеобщем невежестве, были незнакомы большинству: им легко было приводить из них
места и давать произвольные толкования. Понятно, что с такими врагами
предстояла трудная борьба, и не ранее, как в 1487 году Геннадию удалось попасть
на явный след. Случилось, что еретики в пьяном виде стали болтать и упрекать
друг друга.
Дали знать об этом Геннадию; тот известил митрополита
Геронтия и приступил к обыску. Один из попавшихся, поп Наум, открыл Геннадию
все и принес ему псалмы, которые пели еретики в своих тайных собраниях по
иудейскому способу. Геннадий отдал подозреваемых на поруки до окончания следствия
и прислал митрополиту и великому князю свой первый обыск; он извещал, что трое
еретиков: попы Григорий и Герасим и дьяк Самсон обличаются, по показаниям
духовных и светских лиц, в том, что хвалили жидовскую веру, хулили Сына Божия и
Пречистую Богородицу и всю православную веру, и ругались над иконами, а против
четвертого, дьяка Гриди, находится одно только свидетельство попа Наума.
Между тем четверо из отданных на поруки бежали в
Москву. Геннадий еще не подозревал, что в самой Москве ересь уже пустила корни,
Денис и Алексий совратили в Москве любимца великокняжеского, дьяка Феодора Курицына,
архимандрита Симоновского монастыря Зосиму, крестовых дьяков Истому и Сверчка и
других лиц. Эти лица действовали на великого князя и на митрополита, вероятно,
представляли им, что Геннадий преувеличивает дело, и новгородский архиепископ
долго не получал из Москвы никакого ответа.
|
| |