Пятница, 27.08.2021, 05:51
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Дмитрий Донской ч. 2

Москву в середине XIV в. поразили беды, которые в иное время могли бы отбросить ее далеко назад. В 1353 г. «черная смерть» — чума сразила князя Симеона Гордого со всем его семейством. Лишь «сороковины» пережил его брат Андрей, а через 6 лет скончался и последний из сыновей Ивана Кали­ты — отец Дмитрия Иван Иванович Красный. На Москве остались 9-летний Дмитрий и 6-летний Владимир Андреевич (младший брат Дмитрия вскоре умер). Но значение Москвы не только не упало, а даже возросло. И заслуга в данном случае принадлежала фактическому опекуну малолетних князей — церковному владыке Алексию.
Психологический климат на Руси к середине XIV в. изме­нился кардинально. Если в Орде практически никто из пре­тендентов на власть не умирал своей смертью, то на Руси, при сохранении борьбы за княжеские столы, она уже не сопровождается убийствами соперников. Подорванный тата­ро-монгольским нашествием и постоянными разорениями, общинный дух возрождается и крепнет. На новых землях беглые из разных мест крестьяне воссоздают общины. Имен­но этот общинный дух пронизывает и мощное церковное движение: возникновение общежитийных монастырей, сме­нивших прежние, ктиторские келиотские, являвшиеся заго­родными резиденциями князей или прибежищем бежавших от мира отшельников. Церковь в целом меняла свою пози­цию, активно вторгаясь в политическую жизнь русских зе­мель, содействуя их объединению и борьбе за освобождение от гнета иноплеменников. Андрей Рублев не случайно поя­вился именно в это время, как не случайно появятся подвиж­ники-монахи и прославляющие их авторы житий. И над все­ми этими известными и неизвестными самоотверженными духовными рыцарями возвышается могучая фигура митро­полита Алексия.
Согласно разным редакциям Жития (Алексий был кано­низирован в середине XV в.), будущий митрополит был сы­ном черниговского боярина (в некоторых летописях — «ли­товского из Русской земли») Федора Бяконта, перешедшего на службу к московским князьям еще в конце XIII в., когда Москва только начинала набирать силу. Около 1300 г. здесь он родился и был крещен молодым княжичем Иваном Данило­вичем, будущим великим князем. По-видимому, не случайно Федором Бяконтом, покидавшим разоренную Черниговщину, была избрана Москва, и можно сказать, что вся долгая жизнь его сына была посвящена укреплению Москвы как возвышающегося центра объединяющейся Руси.
Не так часто на Руси митрополитами были собственно «русины». Практически все они отличались глубокой предан­ностью делу, как церковному — духовному, так и мирскому — политическому. Предшественник Алексия грек Феогност особым почтением на Руси не пользовался. Даже в летописи проникли свидетельства о его корыстолюбии, а в Орду шли об этом доносы, так что, вопреки провозглашенному принци­пу освобождать церковь от даней, их на Феогноста в Сарае собирались возложить. Но болезненный Феогност заметил умного и самоотверженного монаха, возвел его в епископы и, по существу, передал в его руки управление митрополией.
Положение в Византии в середине XIV в. мало отличалось от того, с чем русским князьям приходилось сталкиваться в Орде. Службы патриарха вымогали взятки с кандидатов так же цинично и бесцеремонно, о чем прямо сообщают русские летописцы. Алексий был направлен на поставление по реко­мендации Феогноста и при поддержке московского боярства и духовенства. Он по всем статьям соответствовал этой высо­кой должности, но в Константинополе затеяли неприличную тяжбу, выставив альтернативного кандидата Романа, вытяги­вая взятки с того и другого и обирая соответственно русские епархии. Год Алексию пришлось провести в Константинопо­ле, а затем возвращаться туда для окончательного решения спора о единой митрополии «Всея Руси».
Митрополит начал церковное обустройство русских зе­мель с обновления иерархии. В первый же год по восшествии на митрополичью кафедру он сменил четырех епископов — Сарайского, Смоленского, Рязанского и Ростовского. Почти каждый следующий год приносил с собой назначение новых иерархов в русских землях — Великом Новгороде, Твери, Нижнем Новгороде. Смена высших иерархов русской церкви при Алексии достигла невиданного доселе масштаба. По­ставив епископами своих сторонников или людей по край­ней мере лояльных ему, Алексий добился внутреннего едино­мыслия в русской церкви. До 1374 г. никаких внутрицерковных противоречий в великорусских землях не было, а точка зрения митрополита была выражением мнения всей церкви.
Очевидно, с деятельностью Алексия связана «ослаба хрестианом» при Джанибеке. Алексий имел, помимо всего прочего, репутацию едва ли не чудесного исцелителя. В лето­писи сообщается, что ханша Тайдула вызывала его из Моск­вы, почувствовав недомогание, и получала действительное облегчение. Но «замятия», ослабляя Орду в целом, «стратеги­чески» нарушала налаженные личные связи. Далеко не со всеми из временщиков Алексий мог найти «общий язык» и при самой тонкой дипломатии.




 

Copyright historys.ru © 2021-2024