Максим Грек ч. 7Максим писал также против астрологии, которая стала
понемногу заходить в Русь и совращать умы даже грамотеев. Максим доказывал, что
верить, будто человеческая судьба зависит от звезд и будто они имеют влияние на
образование таких или других свойств человека, — противно религии, так как
этим, с одной стороны, подрывается вера в промысел и всемогущество Божие, с
другой, отнимается свободная воля у человека. На основании астрологических
вычислений, в Европе образовалось предсказание, что будет новый всемирный
потоп. Это ожидание заходило и в тогдашнюю Русь. Максим опровергал его, как
основанное на суеверной астрологии, и подтверждал смыслом Божия обещания Ною
свои доказательства о невозможности нового потопа.
Важнее всех сочинений этого рода те, в которых Максим
имел целью обличать признаки, принадлежавшие исключительно или преимущественно
стране, куда бросила его судьба, и здесь-то сочинения Максима Грека заключают
драгоценные сведения о нашей духовной жизни и ее пороках, обративших на себя
внимание обличителя.
На Руси издавна ходило множество так называемых
апокрифических сочинений, зашедших к нам с Востока и заключавших в себе разные
выдумки, касавшиеся событий Ветхого и Нового Завета; они были любимы
читателями, представляя много заманчивого для воображения. Их называли у нас
отреченными; церковь запрещала читать их. К ним во времена Максима присоединились
апокрифы, заходившие с Запада в появившемся тогда на русском языке сочинении
под названием «Люцидария».
Максим коснулся немногих из апокрифов, вероятно,
попавшихся ему под руку и обративших его особенное внимание по причине своей
распространенности. Так Максим обличал сказание, приписываемое Афродитиану о
волхвах, поклонявшихся Христу, где благочестивого Максима особенно соблазняло
то, что идолы в персидком языческом храме разыгрались при рождении Спасителя;
опровергал он сказание об Иуде, будто бы жившем много лет после Христа, и
сказание о том, будто бы Адам дал на себя рукописание дьяволу, обязавшись вечно
служить и работать ему.
Максим также доказывал несправедливость
распространенного издавна у нас мнения, будто бы во время воскресения Христова
солнце не заходило целые восемь суток. Достойно замечания, что здесь Максим
установил приемы критики, которыми следует руководствоваться при оценке
подобного рода сочинений; необходимо, по учению Максима, чтобы сочинение было
составлено известным церкви писателем, было согласно со священным писанием и
само в себе не заключало противоречия.
|
| |