Нил Сорский ч. 10 «У тебя, —
говорил митрополит, — в правилах приведено правило Кирилла
Александрийского: Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят и
вместо: не нарицает, сказано: нарицает». Вассиан на это сказал:
«Я Госпожу Богородицу не хулю; верно, писец описался».
Подобно тому указано было на житие Св. Богородицы Метафраста, переведенное
Максимом Греком, где также от неисправности в переписке оказались такие ошибки,
которые давали еретический смысл написанному. Поставленный на очную ставку монах
(Вассиан Рушанин) обличал Вассиана, будто он, вместе с Максимом Греком, об этих
ошибках сказал: «Так и надобно». Вассиан на это сказал: «Я этого не говорил; он
лжет на меня». «Ты, — продолжал митрополит, — живучи в Симонове, в
разговоре с одним старцем назвал Христа тварию, а когда тебе старец сказал:
Святые отцы на всех соборах Святым Духом писали, ты ответил: дьявольским духом
они писали, а не святым».
«Никогда этого я не говорил, — сказал
Вассиан, — покажи мне того старца, который на меня наговаривает». «Ты
говорил со старцем Иосифова монастыря», — сказал Даниил. «У меня, —
отвечал на это Вассиан, — не бывали в келье старцы Иосифова монастыря: я
их к себе не пускаю; мне до них дела нет». Тут митрополит указал на одного
старца по имени Досифей.
«Досифей старец великий, добрый; он у меня в келье
бывал не раз», — сказал Вассиан.
Этот «великий добрый старец» явился обличителем
Вассиана, показывал, будто Вассиан называл Христа тварью и говорил: Святые отцы
писали не святым духом, а дьявольским.
«Я ничего этого не говорил, — сказал
Вассиан, — душа твоя пусть подымет (это). Бог меня с тобой рассудит».
«Ты, Вассиан, — продолжал Даниил, — говорил
про Макария Колязинского: что это за чудотворцы? Макар чудеса творит, а мужик
был сельский!»
«Я его знал, — сказал Вассиан, — простой был
человек; а если он чудотворец, — пусть будет как вам любо. Чудотворец ли
он или не чудотворец — не знаю».
Митрополит объяснял бывшему боярину, что могут быть
святые мужи и из рабов, из самого низкого звания, что следует уважать не телесное
благородие, а духовное.
«Про то знает Бог, да ты со своими
чудотворцами», — сказал Вассиан.
Митрополит далее продолжал: «Все православные
поклоняются гробу и честным мощам митрополита Ионы, а ты не поклоняешься ему и
не почитаешь его». «Я не знаю: чудотворец ли Иона», — сказал Вассиан.
«Ты, — говорил митрополит, — и сам мудрствовал и других поучал
мудрствовать неправедно, говоря: плоть Господня до воскресения была нетленною».
Вассиан подтвердил это.
«Где ты слыхал и видал то, что говоришь: будто плоть
Господня была нетленной от Воплощения до Воскресения?» «И слыхал и
видал, — сказал Вассиан. — А то ведает Бог да ты». Тогда последовало
длинное обличение Вассиана в том, что его мнение о Христовой плоти сходно с
древней ересью, которая признавала плоть Иисуса Христа только кажущеюся, а не
действительною.
В силу всего этого, Вассиан был осужден на заточение в
Иосифов Волоколамский монастырь. Злоба врагов его, и в том числе великого
князя, не могла выдумать большего наказания, как отдать Вассиана под власть тех,
с которыми борьба составляла главную задачу всей его деятельности.
Он скоро умер в заточении. Курбский говорит, что
«осифляне», по повелению великого князя, уморили его.
|
| |