Архиепископ Геннадий ч. 7Такое брожение умов господствовало в пятнадцатом веке
на русском севере, когда, перед падением независимости Новгорода, занесена была
туда ересь рационалистического жидовства. В 1470 году, вместе с князем Михаилом
Олельковичем, прибыл в Новгород из Киева ученый иудей Схария. В Новгороде в то
время были во всеобщем ходу религиозные толки: люди всякого сословия, и
мужчины, и женщины сходились не только в домах, но и на торжищах, говорили о
духовных предметах и часто с желанием критиковать существующее в церкви
предание и постановление.
Во всеобщем хаосе споров и толков удобно было и
ученому иудею пустить в ход еще одно еретическое учение, имевшее целью
распространение основ иудейской веры. Он совратил сперва одного попа, по имени
Денис, потом последний привел к нему другого попа, по имени Алексий, имевшего
приход на Михайловской улице. Это были люди мыслящие и начитанные по тогдашнему
времени. Они приняли иудейство.
Семейства этих священников последовали их примеру.
Увидевши, что пропаганда может идти успешно, Схария пригласил в Новгород еще
двух иудеев: Шмойла Скарявого и Моисея Хапуша. Вслед за Денисом и Алексием обратились
к новой ереси зять Алексия Иван Максимов, отец его поп Максим, зять Дениса
Васька Сухой, софийский протопоп Гавриил и еще много других лиц духовных и
светских.
Новообращенные хотели было обрезаться, но их иудейские
учителя велели держать иудейство втайне, а явно прикидываться христианами.
Сделавши свое дело, иудеи исчезли бесследно: вероятно, они уехали из Новгорода.
Когда Иван III был в Новгороде, то взял попов Дениса и Алексия к себе в Москву:
как книжные люди, они вскоре заняли видные места: Алексий сделан протопопом
Успенского собора, а Денис — Архангельского. Никто не мог подозревать в них и
тени какого бы то ни было неправоверия.
Учение, проповеданное иудеями, имело чисто еврейские
основания. Они учили отвергать Св. Троицу, божество Иисуса Христа и все
церковные постановления: неизвестно только, передавали ли они новообращенным
Талмуд и принадлежали ли сами к верующим в Талмуд, но зато учили астрологии и
кабалистическим гаданиям: этим, вероятно, они в особенности и привлекали к
себе. Но по отшествии иудеев, учение их в русской земле не могло сохраниться во
всей своей старозаконной чистоте.
Русские последователи смешали его с разными
вольнодумными толками, и отсюда-то произошло явление, приводившее в недоумение
многих ученых. Иосиф, игумен волоколамский, оставивший нам описание
жидовствующей ереси, употребляет против нее такие обличения, которые скорее
показывают заблуждения, несообразные с чистым иудейством, и заставляют
предполагать или оттенки христианской секты, или чистый материализм. Таким
образом, он обличает между ними таких, которые, опираясь на пример Иисуса
Христа и апостолов, отвергали в принципе монашество и думали подкрепить свои
мнения теми же текстами из апостола Павла (напр., посл. к Тимоф. IV, 1—3),
которыми в XVI веке обыкновенно западные протестанты доказывали несообразность
учреждения монашества с духом христианского учения.
|
| |