Архиепископ Геннадий ч. 13В таком виде ввезли их в город. Со связанными руками,
они сидели, обращенные лицом на запад, по выражению Иосифа Волоцкого, смотря в
ту сторону, где их ожидал вечный огонь. Владыка велел народу плевать на них, ругаться
над ними и кричать: вот враги Божии, хулители христианские! После такого обряда
на головах их зажжены были берестовые шлемы. По известию Иосифа, Денис скоро
умер, за месяц перед смертью лишившись рассудка. Подобная участь постигла и
Захара.
Но для искоренения еретического духа этим еще сделано
было немного. Соборное осуждение постигло указанных нами лиц собственно не за
жидовскую или какую-нибудь определенную ересь, а за противные церкви поступки и
выражения, которые могли одинаково быть последствием разных заблуждений и даже
просто беспутной жизни и пьянства. Важные еретики оставались без преследования
и жили в Москве, пользуясь покровительством властей.
Таковы были Федор Курицын, брат его Волк, Сверчок,
Семен Кленов, Максимов и другие. Иван Максимов нашел возможность совратить в
ересь невестку великого князя вдову Елену. Распространению всякого рода
безверия, а тем самым и всяких еретических толкований, способствовало то
обстоятельство, что в это время окончилась седьмая тысяча лет, считаемая от
сотворения мира. Уже долгое время было в ходу верование, не только на Руси, но
и на православном Востоке, что миру должно существовать только 7000 лет.
Верование это чрезвычайно древнее и исходит еще от
первых веков христианства: один из ранних отцов церкви, Ириней, конца II века
писал, что во сколько дней создан мир, через столько тысяч лет последует его конец:
с тех еще пор это мнение повторялось многими и в различных видах. Сообразно с
этим мнением, пасхалия, которою руководствовались для преходящих праздников,
составлена была на 7000 лет, и русские сроднились с мыслью, что конец пасхалии
согласуется с концом мира. Но пасхалия была на исходе, конец мира не приходил,
и надобно было составлять дальнейшую пасхалию.
Митрополит Зосима изложил пасхалию только на следующие
двадцать лет, но в то же время поручил Геннадию, приехавшему для того в Москву,
составить свою пасхалию, чтобы согласие между тою и другою послужило мерилом
истины. Геннадий написал пасхалию на семьдесят лет.
Она оказалась дословно сходною в тех годах, на которые
составил пасхалию Зосима, и Геннадиева пасхалия была разослана по всей Руси с
предисловием, где объяснялся процесс составления пасхалии и проводилась мысль,
что нельзя человеку знать времени кончины мира. «Мы написали это для простых
людей, говорит Геннадий, думающих о скончании мира; пугаться его не должно, а
следует ждать пришествия Христова во всякое время, потому что оно никому не
ведомо, как установлено.
Как седьмая тысяча изошла и пасхалия рядовая
окончилась, а тут еще кто-то написал: вот будет страх, скорбь как при распятии
Христовом; вот последний год, кончина явится, ожидаем всемирного пришествия
Христова; и сделалась тревога не только между простыми, но и не простыми, и
многих взяло сомнение. Вот мы и написали это в обхождение временам, поставили
круги солнечные и лунные и „рукам числа": по чем можно знать и лунное течение,
и пасху, и мясопусты и все праздники».
|
| |