Пятница, 27.08.2021, 05:51
История Московского княжества
в лицах и биографиях
Меню сайта

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский
 
Автор: В. А. Кучкин
О времени появления на свет сына ростовского боярина Кирилла Варфоломея, впоследствии принявшего монашество под именем Сергия, по-разному (от 1313 до 1322 г.) говорится не только в популярной, но и в научной литературе. Точно так же указываются разные годы основания им Троицкого монастыря (от 1337 до 1345) и его смерти (от 1391 до 1397).
Несогла­сия в определении вех жизни и деятельности Сергия Радонежского объясняются бедностью имеющихся источников. Кроме его Жития в распоряжении исследователей есть 12 упомина­ний о Сергии в летописях и 7 документов, где прямо или косвенно называется троицкий настоятель. Однако среди всех источников агиографический памятник остается главным.
Большую работу по выявлению списков памятника проделал в последние годы Б. М. Клосс. В хранилищах Москвы, Петербурга, Киева и Вильнюса он обнаружил около 400 рукописей, содержащих Житие Сергия Радонежского, сравнил списки, определил редакции и дал кар­тину их сменяемости. Благодаря этому биографию знаменитого игумена теперь можно вос­станавливать не по случайно набранным из разных переделок его Жития данным, а на осно­вании наиболее надежных сведений, содержащихся в древнейших редакциях.
Первый биограф Сергия, крупный русский средневековый писатель Епифаний Премуд­рый начал собирать материал о нем в 1393—1394 годах. В течение 20 лет он написал некото­рые разделы («главизны») Сергиева Жития, но «не по ряду» — «предняя назади, а задняя напреди». Более или менее окончательную отделку своему труду он придал в 1418 г., спустя 26 лет после смерти Сергия.
Таким образом, Житие писалось в лучшем случае при младших современниках троицкого настоятеля, которые не были свидетелями его детства и юности. Да и другие приводимые Епифанием со ссылками на неких «старцев» сведения должны тща­тельно сопоставляться между собой и сравниваться со свидетельствами других источников. Только таким образом и можно попытаться составить достоверную биографию Сергия Радонежского, оставив в стороне позднее приписанные ему деяния.
Согласно Епифанию, семья родителей Сергия жила в селе, далеко от столицы местного княжества города Ростова. На 40-й день после рождения сын Кирилла и его жены Марии был крещен и назван Варфоломеем. Поскольку память апостола Варфоломея особенно чтилась 11 июня (в иные числа празднуют перенесение его мощей или отмечают Варфоломея вместе с другими 11 апостолами), можно полагать, что Сергий родился за 40 дней до 11 июня, т. е. 3 мая. Но какого года?
Среди других Епифаний Премудрый называет одно событие, по кото­рому совершенно точно можно судить об этом годе — Ахмулову рать. Речь идет о военном нападении на русские города ордынских войск под предводительством Ахмыла. Поход этот имел место в 1322 году. Тот же год получается и при иных расчетах.
Точная дата кончины Сергия — 25 сентября 1392 года. Согласно Похвальному Слову Сергию, написанному между 1406 и 1418 гг. тем же Епифанием Премудрым, Сергий жил 70 лет. Итак, троицкий игумен родился 3 мая 1322 года. И хотя эта дата явно расходится с указанием Епифания Премудрого на рождение Сергия в годы патриаршества в Константинополе Каллиста, верна именно она.
Варфоломей был вторым сыном в семье. Старше его был Стефан, младше — Петр. Оба они быстро выучились грамоте, которая Варфоломею никак не давалась.
Однако семи лет мальчик научился читать. Может быть, сравнительно позднее развитие мешало ему дружить со сверстниками, он был склонен к уединению, и даже мать, как сообщает Епифаний, обра­щалась к нему с упреками: «И двенадцати лет нет тебе, а грехи поминаешь». Варфоломею не исполнилось еще 12 лет, когда в судьбе его семьи произошли большие перемены.
Отец его, ранее богатый человек, под старость обеднел. Причинами были частые поез­дки его с ростовским князем в Орду, где надо было раздавать подарки ханам и их окружению, частые визиты татарских послов, которых следовало принимать, кормить и поить вместе с их свитой; постоянные тяжелые дани и выходы, которые уплачивались Орде; хлебные неуро­жаи в Ростовской земле.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения семьи ростов­ского боярина, было, по словам Епифания, «насилование, сиречь кня(же)ние великое досталося князю великому Ивану Даниловичю, купно же и досталося княжение Ростовьское к МосквЬ». Переход Ростова под власть Калиты сопровождался насилиями и издевательствами над населением. Посланные Иваном Калитой Василий Кочева и Мина отнимали имущество у ростовских жителей, многих изранили и изувечили.
Даже самого «епарха градского» — ста­рейшего ростовского боярина Аверкия — москвичи повесили вниз головой: жизни не лиши­ли, но жестоко надругались.
Жители Ростова и всего княжества испытывали смертельный страх перед московскими воеводами. И Кирилл не выдержал. Со всем родом своим он «въздвижеся и преселися от Ростова въ РадонЬжь». Так называлась волость, входившая в состав владений уже не ростов­ского, а московского князя.

Сергий Радонежский ч. 2                   
Сергий Радонежский ч. 3
Сергий Радонежский ч. 4                    Сергий Радонежский ч. 5
Сергий Радонежский ч. 6                    Сергий Радонежский ч. 7
Сергий Радонежский ч. 8                    Сергий Радонежский ч. 9
Сергий Радонежский ч. 10                  Сергий Радонежский ч. 11
Сергий Радонежский ч. 12                  Сергий Радонежский ч. 13











 

Copyright historys.ru © 2021