Сергий РадонежскийСергий Радонежский Автор: В. А. Кучкин О времени появления на свет сына
ростовского боярина Кирилла Варфоломея, впоследствии принявшего монашество под
именем Сергия, по-разному (от 1313 до 1322 г.) говорится не только в популярной, но и
в научной литературе. Точно так же указываются разные годы основания им
Троицкого монастыря (от 1337 до 1345) и его смерти (от 1391 до 1397). Несогласия в определении вех жизни
и деятельности Сергия Радонежского объясняются бедностью имеющихся источников.
Кроме его Жития в распоряжении исследователей есть 12 упоминаний о Сергии в
летописях и 7 документов, где прямо или косвенно называется троицкий
настоятель. Однако среди всех источников агиографический памятник остается
главным. Большую работу по выявлению списков
памятника проделал в последние годы Б. М. Клосс. В хранилищах Москвы,
Петербурга, Киева и Вильнюса он обнаружил около 400 рукописей, содержащих Житие
Сергия Радонежского, сравнил списки, определил редакции и дал картину их
сменяемости. Благодаря этому биографию знаменитого игумена теперь можно восстанавливать
не по случайно набранным из разных переделок его Жития данным, а на основании
наиболее надежных сведений, содержащихся в древнейших редакциях. Первый биограф Сергия, крупный
русский средневековый писатель Епифаний Премудрый начал собирать материал о
нем в 1393—1394 годах. В течение 20 лет он написал некоторые разделы
(«главизны») Сергиева Жития, но «не по ряду» — «предняя назади, а задняя
напреди». Более или менее окончательную отделку своему труду он придал в 1418 г., спустя 26 лет после
смерти Сергия. Таким образом, Житие писалось в
лучшем случае при младших современниках троицкого настоятеля, которые не были
свидетелями его детства и юности. Да и другие приводимые Епифанием со ссылками
на неких «старцев» сведения должны тщательно сопоставляться между собой и
сравниваться со свидетельствами других источников. Только таким образом и можно
попытаться составить достоверную биографию Сергия Радонежского, оставив в
стороне позднее приписанные ему деяния. Согласно Епифанию, семья родителей
Сергия жила в селе, далеко от столицы местного княжества города Ростова. На
40-й день после рождения сын Кирилла и его жены Марии был крещен и назван
Варфоломеем. Поскольку память апостола Варфоломея особенно чтилась 11 июня (в
иные числа празднуют перенесение его мощей или отмечают Варфоломея вместе с
другими 11 апостолами), можно полагать, что Сергий родился за 40 дней до 11
июня, т. е. 3 мая. Но какого года? Среди других Епифаний Премудрый
называет одно событие, по которому совершенно точно можно судить об этом годе
— Ахмулову рать. Речь идет о военном нападении на русские города ордынских
войск под предводительством Ахмыла. Поход этот имел место в 1322 году. Тот же
год получается и при иных расчетах. Точная дата кончины Сергия — 25
сентября 1392 года. Согласно Похвальному Слову Сергию, написанному между 1406 и
1418 гг. тем же Епифанием Премудрым, Сергий жил 70 лет. Итак, троицкий игумен родился
3 мая 1322 года. И хотя эта дата явно расходится с указанием Епифания Премудрого
на рождение Сергия в годы патриаршества в Константинополе Каллиста, верна
именно она. Варфоломей был вторым сыном в
семье. Старше его был Стефан, младше — Петр. Оба они быстро выучились грамоте,
которая Варфоломею никак не давалась. Однако семи лет мальчик научился
читать. Может быть, сравнительно позднее развитие мешало ему дружить со
сверстниками, он был склонен к уединению, и даже мать, как сообщает Епифаний,
обращалась к нему с упреками: «И двенадцати лет нет тебе, а грехи поминаешь».
Варфоломею не исполнилось еще 12 лет, когда в судьбе его семьи произошли
большие перемены. Отец его, ранее богатый человек,
под старость обеднел. Причинами были частые поездки его с ростовским князем в
Орду, где надо было раздавать подарки ханам и их окружению, частые визиты
татарских послов, которых следовало принимать, кормить и поить вместе с их
свитой; постоянные тяжелые дани и выходы, которые уплачивались Орде; хлебные
неурожаи в Ростовской земле. Последней каплей, переполнившей
чашу терпения семьи ростовского боярина, было, по словам Епифания,
«насилование, сиречь кня(же)ние великое досталося князю великому Ивану
Даниловичю, купно же и досталося княжение Ростовьское к МосквЬ». Переход
Ростова под власть Калиты сопровождался насилиями и издевательствами над населением.
Посланные Иваном Калитой Василий Кочева и Мина отнимали имущество у ростовских
жителей, многих изранили и изувечили. Даже самого «епарха градского» —
старейшего ростовского боярина Аверкия — москвичи повесили вниз головой: жизни
не лишили, но жестоко надругались. Жители Ростова и всего княжества
испытывали смертельный страх перед московскими воеводами. И Кирилл не выдержал.
Со всем родом своим он «въздвижеся и преселися от Ростова въ РадонЬжь». Так
называлась волость, входившая в состав владений уже не ростовского, а
московского князя.
Сергий Радонежский ч. 2 Сергий Радонежский ч. 3 Сергий Радонежский ч. 4 Сергий Радонежский ч. 5 Сергий Радонежский ч. 6 Сергий Радонежский ч. 7 Сергий Радонежский ч. 8 Сергий Радонежский ч. 9 Сергий Радонежский ч. 10 Сергий Радонежский ч. 11 Сергий Радонежский ч. 12 Сергий Радонежский ч. 13 |
| |