Нил СорскийАвтор: Николай Костомаров
Тогда как еретическое направление, начавшееся
нападками на злоупотребления в иерархии, дошло, наконец, до отрицания основных
начал веры, в недрах строго верного догматам православия явилось направление,
расходившееся с усвоенным на Руси складом религиозных воззрений. Направление
это преимущественно нашло себе приют и развивалось в северном крае, соседнем
Белоозеру, отчего последователи его в XVI столетии носили название белозерских
или заволжских старцев.
Первым представителем этого направления был
преподобный Нил Сорский. Родился он в 1433 году. Жизнь его чрезвычайно проста и
несложна. Родители его нам неизвестны; знаем только, что мирское прозвище его
было Майков, и сам он называет себя поселянином. В юности он постригся в
Кирилло-Белозерском монастыре и, проживши там несколько времени, отправился
странствовать на Восток вместе с другом своим Иннокентием Охлябининым; пробыл,
между прочим, несколько лет на Афоне, изучил, как показывают его сочинения,
греческий язык, основательно познакомился с творениями Св. отцов и со многими
произведениями духовной литературы.
После многих лет странствования он возвратился в
Кирилло-Белозерский монастырь, но не ужился там. Его поэтическая натура не
могла довольствоваться тем господством внешности, которое он встречал в русском
монашестве и вообще в русском благочестии. Он удалился за пятнадцать верст от
монастыря, к реке Соре, соорудил себе часовню и келью, а потом, когда к нему
примкнули несколько братий, построил церковь.
Таким образом основалось монашеское товарищество, но —
совсем на других началах, чем все русские монастыри. Нил взял себе за образец
так называемое «скитское житье», существовавшее в некоторых местах на Востоке,
но неизвестное до той поры на Руси. В своих сочинениях Нил изложил сущность
отшельничества по своим понятиям. Нил имеет в виду одних только
монахов, до мира ему нет дела.
В своем послании к князю Вассиану он представляется
человеком, который пришел к убеждению, что в мире все обманчиво и не стоит
того, чтобы дорожить им. «Мир, — говорит он, — ласкает нас сладкими
вещами, после которых бывает горько. Блага мира только кажутся благами, а
внутри исполнены зла. Те, которые искали в мире наслаждения, все потеряли:
богатство, честь, слава — все минет, все опадет как цвет. Того Бог возлюбил,
кого изъял от мира» (то есть — в иночество).
Но иноческий идеал у Нила внутренний, а не внешний.
Все внешнее благочестие у него занимает место менее, чем второстепенное. Цель
инока — внутренняя переработка души. Нил опирается на слова Св. Варсонофия:
если внутреннее делание не поможет человеку, напрасно он трудится во внешнем.
Тогда как другие подвигоположники для спасения души предписывают продолжительное
моление, пост, всяческое изнурение плоти, Нил не придает этому никакого
значения без внутреннего духовного подвига.
Нил Сорский ч. 2 Нил Сорский ч. 3 Нил Сорский ч. 4 Нил Сорский ч. 5 Нил Сорский ч. 6 Нил Сорский ч. 7 Нил Сорский ч. 8 Нил Сорский ч. 9 Нил Сорский ч. 10 |
| |