Иван III ч. 9Февраль 1477 г. После долгих просьб
псковичи добились своего: князь-наместник Ярослав Оболенский, не ладивший с
ними, был, наконец, отозван. Но он по дороге из Пскова в Москву «много волостий
пограбе, и которые люди и сотские проводили его, тринадцать мужей, с собою
сведе. И псковичи послаша на него бити челом» великому князю. Ярослав Васильевич Оболенский — один
из наиболее видных бояр. Не раз он выполнял ответственные поручения великого
князя. Но близость к государю его не спасает. «И князь великий изопомяся на
Ярослава, и он вся грабленая и людей со многим студом возврати», — подтверждает
псковский летописец. А вот жители Великих Лук бьют челом
«о продаже и обиде» на другого Оболенского — своего наместника — князя Ивана
Владимировича Лыка. Наместник пошел под суд. Ему пришлось возместить все иски,
и даже еще больше, потому что великий князь встал на сторону лучан и «бессудно
велел платити им... где мало взял, а они о мнозе жалобу наложили», — пишет
сочувствующий наместнику летописец. Великий князь оштрафовал наместника не зря
— его грабежи и насилия были известны даже соседям — литовцам. Нет, за наместниками и волостелями
должен быть присмотр. И в марте 1488
г. появляется Белозерская уставная грамота — первый
известный нам законодательный памятник возрожденного Русского государства...
Статья за статьей точно фиксирует все платежи, на которые имеет право наместник,
число его тиунов и доводчиков, порядок сбора платежей — их собирает не сам наместник,
а местные люди — сотские. Без сотских и «добрых людей», представителей местного
населения, наместник суд судить не может. А белозерцы, горожане и сельские
люди, в случае «обиды» могут требовать суда на наместников и волостелей. Сентябрь 1497 г. «Уложил князь
великий Иван Васильевич всея Руси с детьми своими и с бояры о суде, как судити
бояром и окольничим». Новое государство, возрожденная Россия, получает свой
первый законодательный кодекс. «Издание Судебника составляет почти такую же
эпоху в истории русского права, как эпоха Русской Правды... Судебник был
основным ядром, вокруг которого стала слагаться система права Московского
государства», — скажет об этом памятнике один из лучших знатоков русского права
С.В.Юшков. «Судите суд бояром и околничим. А на
суде быти у бояр и околничих диакам. А посулов боярам и околничим и диаком от
суда и от печалованиа не имати; також и всякому судие посула от суда не имати
никому. А судом не мстити, не дружити никому». Запрещение взяток и
неправосудия, хорошо известное во все времена, впервые из морального принципа
становится государственным законом. Правда, до искоренения этого зла было еще
довольно далеко... «А без дворского, и без старосты, и
без лутчих людей суда наместником и волостелем не судити; а посула им от суда
не имати...». Старый суд в присутствии и с участием представителей местного
населения из обычая превращается в закон. Это — зародыш будущих
сословно-представительных учреждений. Законом становится и право
крестьянина раз в год, на Юрьев день осенний, выходить от своего
господина-землевладельца. Нового тут нет, но старый повсеместный обычай теперь
освящается и гарантируется государственной властью. ...Строится Москва. Строится Россия.
На месте старых обветшалых белокаменных стен, выдержавших столько пожаров и
нашествий, воздвигается новая мощная крепость, с грозными стрельницами-башнями.
Старые одноглавые храмы, помнившие Ивана Калиту и его сыновей, уступают место
величественным зданиям, воплощающим честь и достоинство великой православной
державы. Обновленная, возрожденная Россия входит в Европу как равноправный,
могучий член европейского мира. Она перешагивает через Уральский хребет,
начинает освоение огромных пространств Сибири. Не истребление, не насильственную
христианизацию несут русские люди. Сохраняя свои обычаи и язык, местные племена
станут подданными Российской державы. И протянется до Тихого океана великая
страна, единое Отечество всех своих сыновей. «Никто не может, не оперив стрелы,
прямо стрелити, ни леностию чести добыта...»
|
| |